02.09.2010 г., Новая газета - Казахстан
Записала Марина ДАВЫДЕНКО
Балташ Турсумбаев: «Если оппозиционеры станут депутатами - они передерутся»
Известный казахстанский общественно-политический деятель об урожае, религии и президенте страны
На прошлой неделе бывший вице-премьер, секретарь Совета безопасности, министр сельского хозяйства, аким области и посол Казахстана в Турецкой Республике Балташ Турсумбаев посетил общественно-политический дискуссионный клуб «АйтPARK». «Человек, жизнь которого могла бы служить примером для многих из нас», - так представил своего нового гостя модератор Нурлан Еримбетов.
Нурлан Еримбетов: Сейчас вы находитесь в оппозиционной партии, которая оппонирует одному человеку - президенту страны. Но ведь именно благодаря ему вы добились столь высоких должностей! Не испытываете ли вы по этому поводу морального дискомфорта?
Балташ Турсумбаев: Есть люди, которые и сегодня говорят, что из меня Назарбаев сделал человека. Но это неправильно, потому что человеком меня сделали отец и мать! У меня никогда не было карьерных амбиций. Мне доверяли, приглашали работать - я всегда говорил спасибо. О времени, когда мы вместе с Нур-аке работали, у меня остались очень хорошие воспоминания. Особенно когда он был председателем Совета министров Казахской ССР, а я - председателем облисполкома. Мы с ним часто общались, обменивались мнениями. В тот период он был очень демократичным человеком. Н.Е.: С 2009 года вы стали членом президиума партии «Азат». Все так радовались, а сейчас притихли: Не слышно и не видно вас, не выходите вы к народу!
Б.Т.: Прежде чем к этому вопросу подойти, надо дать маленькую характеристику нашей оппозиции. Мы не можем создать целостное гражданское общество. Сейчас если, не дай бог, человек пять из нашей оппозиции станут депутатами, они там передерутся! Сразу скажут: почему не я? Если объявят выборы, среди оппозиционных партий будет драка.
Н.Е.: А как же роль личности в истории! В данном случае вашей и вашего товарища - первого казахстанского космонавта Тохтара Аубакирова. За год я не услышал ничего внятного от вас обоих, а вы - авторитеты общества! Был скандал вокруг урожая 2009 года, когда большая часть его сгнила. Был вопрос о лидере нации: Но вы - молчок!
Б.Т.: Что касается урожая: еще когда уборка не началась, я дал интервью, в котором предупреждал об этом. Но, может, это было не так громко, как хотелось бы, потому, что у нашей оппозиции нет телевидения и радио! Есть только 3-4 газеты.
Н.Е.: Как бывший министр сельского хозяйства, что вы можете сказать по поводу мнения, что Таможенный союз позволит нашей мясной отрасли выйти на новые рынки?
Б.Т.: Мы в советское время отгружали в союзный фонд 300 тысяч тонн мяса в убойном весе. У нас было 50 миллионов овец, то есть по три овцы на каждого казахстанца! А сейчас нашей статистике верить нельзя. Сегодня казахстанцы потребляют всего 38 килограммов мяса на душу населения. А в 90-е годы потребляли 68-69 килограммов! И еще импортируем 60% мяса. Поэтому это блеф нашего первого вице-премьера Умирзака Шукеева - якобы мы при вступлении в Таможенный союз будем отгружать на рынки России тысячи тонн мяса. Он не знает реальных цифр, ни в чем не ориентируется и ни в чем не нуждается: По его физическому состоянию видно!
Н.Е.: Скажите, какими были казахстанцы во времена Советского Союза, и какими стали после его развала? Ментально мы изменились?
Б.Т.: Я вырос среди русских. После 20 лет оказался среди казахов. Обе эти нации и добрые, и ленивые одновременно. Однажды приехал к нам лектор из Москвы и сказал фразу, которая запомнилась мне на всю жизнь: «У русских, как и у казахов, ленивая длинная душа». Наш народ доброжелательный, гостеприимный, добрый, умный, но немного ленивый.
Н.Е.: Говорят, что сегодня русские, среди которых много ваших друзей, живут иммиграционными настроениями. Это правда?
Б.Т.: Нет, алмаатинцы, астанинцы, североказахстанцы никуда не уезжают. И не уедут! Конечно, если дети уезжают в Россию учиться, они потом, как правило, не возвращаются.
Н.Е.: Сейчас стало так модно ходить в мечети, церкви. Как думаете, почему?
Б.Т: Смотрю я на этих молодых людей, которые долбят пол мечети лбом своим, и думаю, пошли бы работать лучше! Ведь им всего по двадцать лет! Попел, ему деньги покидали, он их собрал и побежал домой.
Н.Е.: Казахстан будет участвовать в исламской конференции. Как вы к этому относитесь? Престижно ли это для нас?
Б.Т.: Если Казахстан председательствует в ОБСЕ, то почему бы в исламской конференции не поучаствовать?
Н.Е.: Как вы относитесь к возвращению Нуртая Абыкаева на старую должность?
Б.Т.: Абыкаев - политически образованный человек, я его знаю, вместе работали. Видимо, он Нур-аке очень предан. Видимо, какие-то еще политические и внутриклановые события намечаются, поэтому Абыкаев сегодня возглавляет КНБ. Возможно, через 5-6 месяцев будут какие-то выборы и продление полномочий президента. Вот его и назначили, чтобы он реальную информацию давал и мог проследить за инакомыслящими.
Н.Е.: У президента страны есть команда, которая выведет страну вперед?
Б.Т.: У него команды не было, нет и не будет. Она сформирована из внтуриклановой верхушки. И там одеяло каждый на себя тянет. Они не борются за идею, за престиж партии «Нур Отан». Они все хотят быть ближе к президенту, только и всего.