О корнях тоталитаризма и автомате Калашникова
21.09.2010 Гундогар
Нургозель Байрамова
Туркменистан в скором времени ожидает появление Новой Рухнамы
Большинство из нас читало Рухнаму - этот ниязовский катехизис. Тем же, кто не читал, и не советуем этого делать, чтобы не засорять поле, на которое вскоре должны упасть зерна «идей Великого Возрождения».
14 сентября президент Туркменистана Курбанкули Бердымухаммедов провел совещание, посвященное вопросам развития культуры, исторической науки, формирования новой государственной и общественной идеологии на основе духовных ценностей туркменского народа. Если позволено будет использовать терминологию марксистской философии, президент отметил коренные изменения в области фундаментальных составляющих: экономики, социальной сферы, науки и образования - и призвал к реформированию «надстройки» - созданию новой идеологической базы и нового общественного мышления в целом.
С распадом Советского Союза и обретением независимости, освободившись от господства коммунистической идеологии, государства бывшего СССР, худо-бедно начали формировать собственные ценности, новые идеи, новую идеологию. Вызывались из исторического забытья утраченные национальные традиции, воскресали забытые герои, вспоминались мифы, люди все чаще стали обращаться к религии. Вместе с тем зарождалась национальная экономика, формировались новые принципы внешней и внутренней политики. Материальное и духовное становление независимых государств шло параллельно.
В этом плане Туркменистану, можно сказать, «повезло». За дело взялся лично президент Сапармурад Ниязов, создав мощный идеологический инструмент - Священную Рухнаму. Нет необходимости останавливаться на подробном анализа этого творения, которое за период своего существования в качестве основного источника исторических, философских и языковых нормативов уже изрядно пообтрепалось и утратило первоначальную «привлекательность», особенно после кончины своего автора. Большинство из нас читало этот ниязовский катехизис, повинуясь требованию соблюдения государственных интересов. Тем же, кто не читал, и не советуем этого делать, чтобы не засорять поле, на которое вскоре должны упасть зерна «идей Великого Возрождения».
Рухнама за период своего недолгого - менее 10 лет - идеологического господства наделала немало шума. Мало того, что она стала настольной книгой и предметом изучения для миллионов граждан - от воспитанников детских садов до министров и директоров предприятий. Она стала пропуском в мир туркменского бизнеса для многочисленных зарубежных друзей Туркменбаши, переводивших ее на множество языков, включая язык южноафриканских зулусов. Строки Рухнамы были положены на музыку и исполнялись не только туркменскими, но и зарубежными певцами. По сюжетам Рухнамы ставились спектакли и снимались фильмы. Книгу запустили в космос, в Ашхабаде ей соорудили памятник.
Переименовав субботу в «рухгюн» - «духовный день», Ниязов распорядился хранить Рухнаму во всех мечетях Туркменистана и читать ее по субботам вместо Корана. Не один туркменский имам лишился своего места, а нередко и свободы за отказ от этих субботних чтений. Несколько мечетей, служители которых выступили против подобной ереси, были снесены. Главный муфтий Туркменистана был объявлен «изменником родины», обвинен в антигосударственной деятельности и покушении на президента и приговорен к 22 годам лишения свободы. Он провел около четырех лет в тюрьме строгого режима и был помилован только после смерти Ниязова в августе 2007 года.
Истории известны произведения, ставшие на многие годы идейным оружием того или иного класса, партии или просто группы лиц. Не будем поминать всуе «Майн кампф» Адольфа Шикльгрубера, «Красную книжечку» цитат Мао, «Доктрину фашизма» Бенито Муссолини или «Капитал» Карла Маркса. Рухнаме, разумеется, до них далеко, тем не менее и она сыграла свою историческую роль в становлении той идеологии, которая известна как «башизм». Однако ни одному из перечисленных выше источников, как ни странно, памятники не ставились.
Монумент в честь Рухнамы пока возвышается в центре туркменской столицы, не вычеркнут из календаря государственных праздников 12 сентября - День Рухнама. Пусть не столь торжественно, как во времена Ниязова, эта дата все же была отмечена и нынче. 10 сентября в Главном национальном музее Туркменистана и Музее изобразительных искусств Туркменистана открылись выставки, посвященные Дню Рухнама - «Рухнама - историческая книга» и «Рухнама - духовный светоч поколений». Организаторами выставок выступило Министерство культуры и телерадиовещания Туркменистана. А через три дня президент Бердымухаммедов произнес речь, в которой высказался за формирование новой идеологии.
Как известно, с подобным предложением К. Бердымухаммедов уже выступал. Провозгласив в августе 2007 года на совместном заседании Общенационального движения «Галкыныш» (Возрождение) и Демократической партии Туркменистана наступление эпохи Нового Возрождения, спустя полгода президент на встрече с представителями творческой интеллигенции заявил: для перехода к новому этапу развития Туркменистан нуждается в новой идеологии. Ее главным постулатом должен стать девиз «Государство для человека». Президент призвал работников культуры, образования, средств массовой информации приложить все усилия к реализации этого нового проекта, пообещав, что на нужды министерств культуры и телерадиовещания, образования, здравоохранения и медицинской промышленности будет выделена почти треть государственного бюджета Туркменистана. Тщательно «разжевав» каждый тезис: как писать статьи, как снимать фильмы, как играть пьесы и писать музыку - президент выразил надежду на то, что именно творческой интеллигенции под силу создать идеологическое обрамление для исторических свершений эпохи Нового Возрождения.
Но то ли денег было мало, то ли интеллигенция оказалась бестолковой (кстати, с ее представителями президент еще не раз «забивал стрелку»), формирование «новой идеологии» явно пробуксовывало. Да это и понятно! Для этого нужно, как минимум, распрощаться со старой, а с этим Бердымухаммедов не торопится. Что же касается позолоченного Ниязова, низвергнутого с Арки нейтралитета, то это еще ни о чем не говорит: это просто фетиш, который решено было отправить на переплавку. Но по большому счету, можно смело сказать: Ниязов умер, но идеи его живут!
Вспомним, сколько лидеров сменилось в СССР на фундаменте единой - коммунистической идеологии и какие разные это были люди - от Ленина до Горбачева! Через какие исторические катаклизмы прошло общество, опираясь на идеологическую незыблемость марксизма-ленинизма: революцию, гражданскую войну, коллективизацию, индустриализацию, Великую Отечественную войну, сталинские репрессии, наконец, перестройку. Но и она, в конце концов, превратилась в догму, которая сковала политическое руководство и не позволяла адекватно реагировать на изменяющиеся условия развивающегося мира.
Однажды Бердымухаммедов обмолвился, что прошедшая эпоха была (всего-навсего!) переходным периодом «от советского государственного и общественного строя к демократическому». На деле же в Туркменистане был установлен тоталитарный режим, «окормляемый» соответствующей идеологической доктриной, сформулированной и внедряемой самим Туркменбаши. Однопартийная система, тотальный контроль государства над производственной и гуманитарной сферами, периодические кадровые «чистки», репрессии против инакомыслящих, культ личности «лидера нации» - все это продолжает сохраняться в Туркменистане и в эпоху Нового Возрождения. Новая власть мало что изменила в отношениях государства и общества: она по-прежнему хочет сформировать свои системы ценностей, чтобы держать под контролем общественное мировоззрение и принципы построения общественных отношений. Поэтому, как в анекдоте: что бы ни начинали делать, все равно получается автомат Калашникова! А посему, вероятнее всего, нас в скором времени ожидает появление Новой Рухнамы:
Специально для «Гундогара»