Афганские грабли для Москвы
Россия может втянуться в новую войну
2011-04-27, Независимая газета
Алексей Валериевич Фененко - ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.
Ливийские события на время вытеснили на второй план сообщения из Центральной Азии и Афганистана. Между тем в этом регионе наметились новые российско-натовские противоречия. Год США и Киргизия вели переговоры об открытии на киргизской территории двух тренировочных центров в районе города Кызи-Кия. Но 25 апреля премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что срок открытия центров откладывается, и в их создании, возможно, будет участвовать Россия. Атамбаев также отметил, что Центр транзитных перевозок НАТО в аэропорту «Манас» будет в перспективе преобразован в гражданский транзитный узел. Американские и британские СМИ преподнесли эти события как новую попытку Москвы выдавить американцев из Центральной Азии.
Ситуация интересна тем, что 14-15 апреля на берлинском заседании Совета Россия-НАТО (СРН) стороны договорились укреплять диалог по Афганистану. Участники саммита согласовали обновленный «План действий СРН по борьбе с терроризмом». Они также договорились создать Трастовый фонд для содействия подготовке наземного персонала вертолетов российского производства в Афганистане. Последние события вокруг Киргизии доказывает: стратегические интересы сторон остаются разными.
За этими трениями скрывается более серьезная проблема. На Лиссабонском саммите 19-20 ноября 2010 года Североатлантический альянс принял «новую афганскую стратегию». Ее основными компонентами были объявлены: 1) расширение участия партнеров НАТО (от Армении и Грузии до Австралии); 2) содействие созданию вооруженных сил Афганистана и проведению боевых операций; 3) развитие политического диалога между правительством Хамида Карзая и оппозицией; изменение с 2014 года формата миротворческой миссии НАТО в Афганистане. Речь идет о выводе международных сил стабилизации Аганистана (ИСАФ) при сохранении вспомогательных военных частей НАТО. Обеспечивать стабильность в регионе должно будет афганское правительство.
Для России реализация этого сценария не сулит позитива. Еще в 1992 году Россия и ряд стран СНГ подписали Ташкентский договор коллективной безопасности. В 2003 году на базе Ташкентского договора была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия предоставила широкие гарантии безопасности странам Центральной Азии. В Москве опасаются, что реализация Лиссабонской стратегии НАТО (при очевидной неспособности правительства Карзая контролировать Афганистан) приведет к новой региональной войне.
За минувшие восемь лет вовлеченность ОДКБ в афганские дела расширилась. Антитеррористический центр СНГ был включен в структуру ОДКБ. Страны Организации проводили ежегодные операции «Канал» по пресечению контрабанды наркотиков из Афганистана. ОДКБ приняло решение о развертывании Коллективных сил быстрого реагирования, призванных действовать в кризисных ситуациях. 20 января 2011 года было подписано российско-афганское соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, предусматривающее поставки российской военной техники в Афганистан.
Но диалога между ОДКБ и НАТО по Афганистану не возникло. Еще 18 июня 2004 года лидеры ОДКБ приняли план сотрудничества с Североатлантическим альянсом по проблеме Афганистана. Подобные предложения были озвучены также министром обороны РФ Сергеем Ивановым (2006), министром иностранных дел Сергеем Лавровым (2009) и генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей (2010). Ключевые направления возможного российско-натовского взаимодействия были определены как (1) борьба с транснациональным сетевым терроризмом (включая взаимодействие на уровне спецслужб) и (2) борьба с наркотрафиком. И все же на официальном уровне НАТО и ОДКБ пока не признают друг друга. А альянс предпочитает строить отношения отдельно с Россией и отдельно - с центрельноазитскими странами.
Вырисовываются три сценария, каждый из которых не выгоден России. Первый вариант - быстрый вывод войск НАТО. Последствием, по-видимому, станет возвращение талибов, падение кабульского правительства и эскалация военных действий на Пакистан - вплоть до прорыва талибов к пакистанским ядерным объектам. Таджикистан и Узбекистан будут вынуждены защитить таджикский и узбекский кланы Афганистана или блокировать попытки талибов поддержать мятежников-исламистов на их территории.
Второй - сохранение статус-кво на неопределенный период. Последствием станет расширение объемов наркотрафика. ОДКБ будет вынуждено усилить самостоятельные действия в районах афгано-таджикской и афгано-узбекской границы. Самостоятельные действия ОДКБ в Афганистане усилят напряженность в ее взаимоотношениях с НАТО.
Третий - активизация военных действий НАТО в 2011-2013 годах с целью «добить» талибов. Альянс попытается наладить диалог с отдельными странами Центральной Азии, особенно Узбекистаном. При несогласованности действий с ОДКБ шаги альянса могут быть восприняты в Москве как попытка раскола этой организации.
У российских экспертов усилилось ощущение, что в Афганистане альянс проводит недружественную политику России. Вывод войск НАТО с афганской территории может привести к новой региональной войне. В такой ситуации Москва окажется перед сложным выбором между втягиванием в войну и несоблюдением своих обязательств по ОДКБ.