Хроники июньской трагедии (версия депутатов). Часть IV (Кадыржан Батыров)
19/05/11 11:40, Бишкек - ИА «24.kg», Данияр КАРИМОВ
Один из лидеров узбекской диаспоры на юге КР Кадыржан Батыров пытался разжечь военный конфликт между Кыргызстаном и Узбекистаном. Такой вывод сделан депутатской комиссией по расследованию июньских событий 2010 года. ИА «24.kg» продолжает публикацию выдержек из ее предварительного отчета.
Депутатская комиссия указывает, что конфликт в городе Оше развязан представителями узбекской диаспоры. Особую роль в этом, как отмечается, сыграл небезызвестный Кадыржан Батыров, следующим шагом которого, по версии парламентариев, была попытка спровоцировать 11 июня 2011 года военный конфликт между Кыргызстаном и Узбекистаном.
«В этих целях Кадыржан Батыров и сторонники организовывают провокационное нападение на кыргызский погранпост», - сообщается в докладе. Парламентарии указывают на атаку «лиц узбекской национальности» на пограничный пункт пропуска «Достук-автодорожный» 11 июня 2010 года, после пятничного намаза.
«Нападавшие применили огнестрельное оружие и совершили прорыв на территорию пункта пропуска путем тарана ворот и заграждений тремя автомашинами КамАЗ, - указывает комиссия. - Нападавшие после захвата погранпункта планировали совершить вооруженную провокацию в отношении узбекских пограничников».
Прорыв вооруженных сторонников Кадыржана Батырова на территорию Узбекистана, считают в комиссии, мог бы привести к конфликту между государствами. В самом Оше тем временем появились надписи «SOS», «UZBEK ZONA», «KYRGYZ ZONA» и другие. Со слов отдельных лиц узбекской национальности, указывается в докладе, они исполнены в качестве опознавательных знаков на случай налета военной авиации Узбекистана.
Несмотря на то, что нападение на погранпост КР удалось отбить, власти в Оше ожидали возможного конфликта с Узбекистаном. Управление ГСНБ КР по городу Ошу и Ошской области информировало губернатора и мэра о планируемом в ночь с 12 на 13 июня 2010 года вводе войск РУз на территорию КР с целью защиты узбекского населения. О том же руководство спецслужб сообщило специальному представителю временного правительства по югу Исмаилу Исакову. Позже выяснилось, что информация ложная.
«ГСНБ республики информирует о возможном вторжении, несмотря на то, что накануне состоялся телефонный разговор между председателем временного правительства КР Розой Отунбаевой и президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Последний заявил, что Узбекистан закроет границу, усилит ее охрану дополнительными воинскими силами, а власти КР должны принять меры по наведению порядка на юге республики», - отмечается в докладе.
В связи с этим узбекские пограничники осуществляли жесткую проверку людей, пытавшихся перейти на территорию РУз в качестве беженцев. Согласно докладу, они не пропускали взрослых мужчин и лиц без документов. Тем не менее начиная с 11 июня через пункты пропуска и отдельные участки границы с согласия узбекской стороны в РУз перебрались более 100 тысяч граждан КР узбекской национальности.
Кадыржану Батырову и некоторым другим лидерам узбекской диаспоры, согласно докладу, безразлична судьба населения. Они преследовали «корыстные политические и экономические цели», стремились «расширить свои позиции». Эта возможность появилась у них после событий апреля 2010 года, тогда как ранее Кадыржан Батыров сотоварищи пребывали в опале прежнего режима.
«Братья Бакиевы, стремясь контролировать экономику, способствовали возвышению других «узбеков, задачей которых было взять в свои руки основные экономические ресурсы, отобрав их у бывших протеже акаевского режима», - говорится в докладе депутатской комиссии.
Парламентская комиссия считает, что Кадыржан Батыров со сторонниками являются одной из основных групп, несущих ответственность за конфликт на юге страны. Он и другие лидеры узбекской диаспоры располагали большими финансовыми ресурсами, которые направили на организацию массовых беспорядков. Вместе с тем «отдельные узбекские бизнесмены стали не только провокаторами, но и заказчиками погромов и столкновений».
«Крупные узбекские бизнесмены имеют под протекцией политические объединения, организованные в форме партий, клубов, фондов и т.д., - подчеркивается в докладе. - Узбекский крупный бизнес, который преобладает на юге республики, имел прямую заинтересованность в событиях с целью передела собственности и достижения политических целей, как и кыргызский бизнес».
Продолжение следует.