Кто услышит "Марш молчания"
Ср., 15 Июня 2011, Echo
На фоне конфликта внутри власти в Иране нарастает активность оппозиции
А.ШАКУР
Армянские СМИ продолжают обсуждать несостоявшийся визит в Ереван президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. Напомним: по официальной версии, визит был отложен "по техническим причинам". Тот факт, что в Иране не пожелали обострять отношений с Баку, в Ереване аналитики даже не рассматривают. Да и вряд ли она выглядела бы убедительно на фоне нынешней дружбы Тегерана и Еревана. Однако, как сообщает "Новости Армении", ссылаясь на сайт MEMRI BLOG со ссылкой на иранский сайт Fararu, визит президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада в Армению 6 июня был внезапно отменен из-за того, что иранские власти запретили двум членам его окружения выехать из страны. Моджтаба Самаре Хашеми, старший советник Ахмадинежада, сказал, что визит был отложен по техническим причинам, однако есть мнение, что вопрос связан с размолвкой между Верховным лидером Ирана Али Хаменеи и Ахмадинеджадом. Имена "невыездных" в прессу еще не попали.
Эксперты, однако, указывают: в том, что конфликт между духовным лидером ИРИ и ее президентом продолжает обостряться, сомнений нет. Как и в том, что кризис власти развивается на фоне явной активизации иранской оппозиции. По сообщению ряда СМИ, в Тегеране тысячи человек вышли 12 июня на "марш молчания" в день второй годовщины переизбрания президента Махмуда Ахмадинеджада. Протестная акция завершилась мирно, однако некоторые участники подверглись аресту, отмечает радио "Свобода". Организаторы "марша молчания" заявляли на оппозиционных сайтах о том, что его проведение было необходимо, чтобы продемонстрировать, что "зеленое движение" еще не умерло. Напомним: зеленый цвет был символом сторонников Мир Хоссейна Мусеви, азербайджанца по происхождению и кандидата на пост президента Ирана, который первым из иранских политиков высшего эшелона заговорил о необходимости расширения сферы применения азербайджанского языка в Иране.
В тот же день иранскую общественность взволновало и потрясло другое известие.
Журналист из Ирана Хода Сабер умер от сердечного приступа во время голодной забастовки в тюрьме Тегерана, сообщает в воскресенье британская телерадиокорпорация BBC. "Служба безопасности в пятницу перевела его (Сабера) из тюрьмы в больницу в связи с осложнениями на сердце, вызванными голодовкой. Но осложнения оказались слишком серьезными", - говорится в заявлении, опубликованном на оппозиционном веб-сайте. Пятидесятипятилетний журналист был приговорен к тюремному заключению в 2009 году после переизбрания на пост президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. Сабер объявил голодовку в связи с гибелью правозащитницы Халех Сахаби во время столкновений оппозиционеров с войсками. Тюремные охранники допустили ее на похороны отца, видного оппозиционера, однако, в тот же день женщина скончалась.
При этом, по мнению большинства экспертов, активность оппозиции в Иране будет нарастать. В том числе и за счет появления новых информационных рычагов. Так, администрация Барака Обамы работает над созданием "теневых" систем интернета и мобильных телефонов, которыми бы "могли пользоваться диссиденты для подрыва репрессивных режимов, прибегающих к цензуре и отключению телекоммуникационных сетей", пишет New York Times. По сведениям газеты, речь идет о проектах по созданию независимых систем сотовой связи в других государствах, а также созданию так называемого переносного интернета или интернета в чемодане, который можно было бы тайно переправить через границу и быстро наладить с тем, чтобы установить беспроводную связь на большой по площади территории с подключением к глобальной сети. На финансирование проекта "интернет в чемодане", например, из бюджета госдепартамента США выделено около 2 млн. долл, сообщает ИТАР-ТАСС.
Газета пишет, что госдепартамент финансирует создание беспроводных сетей-невидимок, которые позволят активистам поддерживать между собой связь, оставаясь вне досягаемости правительств в таких странах, как Иран, Сирия и Ливия.
Один из самых амбициозных проектов, на который госдеп и Пентагон уже истратили как минимум 50 млн долл, предусматривает развертывание автономной сети сотовой связи в Афганистане, которая бы использовала вышки-ретрансляторы на защищенных военных базах внутри страны. Ее цель - "нейтрализовать способность движения "Талибан" отключать по желанию в любое время официальные афганские службы".
Другой проект предусматривает "модификацию технологии Bluetooth таким образом, чтобы файл, содержащий видео участника акции протеста в момент его избиения, можно будет перебрасывать с одного телефона на другой в рамках "надежной сети граждан". New York Times замечает, что усилия в этом направлении "активизировалась после того, как президент Хосни Мубарак в последние дни своего правления отключил интернет в Египте". "В последние дни сирийское правительство также временно вывело из строя значительную часть интернета, который помогал мобилизовать участников выступлений протеста", - пишет она.
По сведениям газеты, "новые инициативы нашли поборника в лице госсекретаря США Хиллари Клинтон, чье ведомство возглавляет эти усилия". В ответ на вопрос журналиста Клинтон подтвердила существование этих проектов. По ее словам, "все больше и больше людей в мире используют интернет, мобильные телефоны и другие технологии, чтобы был услышан их протест против несправедливости и реализованы их чаяния". "Мы сконцентрировали свои усилия на том, чтобы помочь им в этом", - отметила госсекретарь США.
К концу 2011 года, пишет New York Times, госдепартамент истратит на всевозможные проекты обходных технологий около 70 млн. долларов.
Наконец самым главным "двигателем" для оппозиции остается нарастание внутр6енних социально-экономических проблем в самом Иране, в немалой степени в результате наложенных США и ЕС санкций.
Труднее предсказать, как повлияет на ситуацию конфликт внутри властных структур. С одной стороны, ни сторонники Али Хаменеи, ни приверженцы Ахмади Нежада не желали бы победы "зеленого движения" даже в страшном сне. Но вместе с тем соблазн использовать оппозиционные рычаги слишком велик. И в ближайшее времчя как минимум не следует исключать ни "сбросов" информации, ни попыток заручиться "неафишируемой" поддержкой. Словом, Иран ожидает жаркое лето.