Союз мусульман Казахстана зовет под ружье
Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
12.08.2011, Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА
Распространению исламского экстремизма должны противостоять специально созданные мусульманские силы правопорядка, полагают в Союзе мусульман Казахстана (СМК). Такие силы, по мнению авторов инициативы, стали бы по-настоящему действенным инструментом для оздоровления криминогенной ситуации в республике. Но политики и общественные деятели, мягко говоря, скептически отнеслись к новой инициативе СМК. Довольно известная в стране общественная организация, Союз мусульман Казахстана, возглавляемая Муратом Телибековым, выступила с оригинальной инициативой. СМК вступает за создание в Казахстане мусульманских сил правопорядка (МСП). Соответствующее обращение было направлено президенту, премьер-министру и министру внутренних дел.
«Принимая во внимание террористические акты в Актюбинской области, Астане и Алматы, руководство СМК считает, что распространению исламского экстремизма должны противостоять прежде всего представители мусульманской общественности», - говорится в распространенной информации. При этом СМК говорит руководству страны, что готов взяться за формирование и руководство мусульманскими силами правопорядка.
За идею надо бороться
Для получения разъяснений по данной теме мы обратились с вопросами непосредственно к Мурату Телибекову.
- Мурат Айтжанович, как Вы представляете реализацию этой инициативы, в случае если власти дадут добро?
- Я представляю, что будут созданы специализированные военизированные группы, вооруженные, несомненно, находящиеся под эгидой государства. Они будут направляться, во-первых, во все горячие точки, которые возникают в зонах конфликта. Отдельные подразделения, возможно, будут созданы во всех областях, при структуре МВД, возможно, а может быть, будет особая, автономная группа. При этом задачей будет не только борьба с религиозным экстремизмом. В определенной степени эти силы помогут решить проблему коррупции в правоохранительных органах. И я думаю, что это могла бы быть очень достойная альтернатива правоохранительным органам в тех ситуациях, когда они, в общем-то, проявляют определенное бессилие. Эти мусульманские органы могли бы стать действенной силой и в борьбе с организованной преступностью.
- К какой еще структуре, помимо МВД, могут относиться МСП?
- Я не исключаю, что это могло бы быть в подчинении КНБ или находиться непосредственно в ведении президента.
- А какова должна быть численность состава таких сил?
- Думаю, что все будет зависеть от ситуации. Допустим, если в каждой области будет человек десять, которые будут хорошо оснащены технически, очень хорошо вооружены, которые пройдут хорошую подготовку, прежде всего военную подготовку, я считаю, они могли бы стать очень серьезной силой на пути прежде всего религиозного экстремизма.
- Вы сказали «пройти военную подготовку», но где?
- В Казахстане. Я считаю, что у нас есть хорошие специалисты, но они пока не востребованы. Причем найдутся люди мусульманского вероисповедания, которые с удовольствием пойдут служить в эти органы. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с мусульманами, которые хотели бы активно участвовать в решении вот таких очень важных проблем. Но, оставаясь невостребованными, эти люди часто попадают в сети различных сектантов, экстремистских организаций. То есть, я еще раз подчеркиваю, люди, чувствуя свою невостребованность и невозможность участвовать в решении важных проблем, к сожалению, попадают под влияние совершенно иных сил.
- А в чем, собственно, будет отличие этих групп от уже существующих вооруженных формирований?
- Вы знаете, немаловажна тут сама идейность все-таки, идейная убежденность этих людей. Это, конечно же, принципиальность при решении важных и деликатных, допустим конфликтных, проблем. И я считаю, что это в определенной степени нравственная чистота тех, кто будет служить в этих частях.
- И Вы думаете, власти страны прислушаются к Вашей инициативе и она будет реализована?
- На все воля Аллаха, я скажу, как мусульманин. Я все-таки надеюсь. Я считаю своим долгом высказать эту идею, а как отреагируют на это власти, мне трудно сказать, но надеюсь на позитивный отклик.
- Но создание любых вооруженных или военизированных формирований - это разве не прерогатива государства?
- Хочу подчеркнуть, что предложение поступило все-таки в адрес государства, государственных органов, в адрес главы государства. Предложение поступило не в адрес, допустим, Патриарха всея Руси или Верховного муфтия, это предложение поступило непосредственно государственным органам. В данном случае мы оставляем за ними право принять это решение.
- Существует мнение, что мусульманские организации должны противостоять экстремистам прежде всего в идеологической сфере. Что Вы по этому поводу думаете?
- Да, мусульманские организации должны. Но в то же время мы сегодня сталкиваемся с такой ситуацией, когда религиозные лидеры прибегают к откровенному физическому насилию, когда они берут в руки оружие. И я считаю, что в этом случае государство так же должно останавливать людей с оружием, останавливать силой оружия. И я считаю, что мусульманин тоже вправе, это его долг, противостоять этому насилию и, когда нужно, когда возникает в этом необходимость, брать в руки оружие.
- Не свидетельствует ли озвученная Вами идея о слабости государства, в частности в решении вопросов религиозного экстремизма сегодня?
- К сожалению, надо признать: государство все чаще показывает свою беспомощность при решении вот таких сложных социальных проблем. Поэтому я считаю, что выдвижение и реализацию этой идеи не следует рассматривать как попытку подменить собой государство. Напротив, я считаю, надо как бы обогатить государство, сделать его сильнее. То есть мы опять движемся по пути интеграции религиозной и светской части общества, и, я думаю, что это как раз одна из тех моделей, когда от противостояния и антагонизма мы можем прийти к конструктивному сотрудничеству.
- Но в Конституции нашей страны утверждается, что религия отделена от власти. Ваша инициатива не вступает в противоречие с этим?
- Во-первых, конечно же, все мы прекрасно знаем, что эти положения Конституции абсолютно не выполняет прежде всего государство. Мы все знаем, что государство давно уже контролирует религию, управляет деятельностью религиозных заведений. Я считаю, что в этом нет ничего плохого. А во-вторых, я считаю, что, если Конституция не соответствует духу времени, не отвечает потребностям общества, Конституцию надо менять. Конституция - не закон божий, Конституция не есть нечто посланное с небес. И любая Конституция, я думаю, всегда нуждается в доработке, в совершенствовании - в этом нет ничего крамольного.
- Все же: если представить, что в Казахстане будут созданы мусульманские силы правопорядка, сможет ли понять мусульманин с оружием другого мусульманина с оружием?
- Два мусульманина гораздо быстрее найдут общий язык, нежели это будет диалог атеиста и человека верующего. Потому что, я думаю, всегда можно найти общий язык, общее решение, апеллируя к самой высшей инстанции - к священному Корану. И я считаю, что, конечно же, отнюдь не оружие будет самым главным аргументом этой структуры. Да, будет непонимание, возможно, будут конфликты, возможно, будет некая оппозиция, несомненно, будут трудности. Но я считаю, что, если мы хотим действительно решить эту проблему, нам не следует бояться этих трудностей.
- Вы считаете это выходом из ситуации?
- Я считаю, что это один из путей, который поможет выйти из той тупиковой ситуации, в которой сегодня находится наша страна.
Человек с оружием - угроза для общества
В обществе идея Союза мусульман Казахстана вызвала неоднозначную реакцию.
- Это что, провокация? Создание и обеспечение функционирования любых вооруженных или военизированных формирований - исключительная прерогатива государства, а никак не того или иного религиозного течения либо общественного объединения, - заявил юрист Даулет Жумабеков.
Если руководствоваться логикой авторов обращения, утверждает он, «почему бы не создать некие «штурмовые отряды» при каждой партии и общественном объединении»? Для того чтобы, к примеру, «оздоровить криминогенную ситуацию в республике и эффективно противостоять коррупции в правоохранительных органах».
- Мне, как и руководству СМК, не нравится пассивная позиция, занятая ДУМК по вопросу противодействия распространению на территории РК радикальных (экстремистских) течений в исламе. Однако мусульманские организации должны противостоять экстремистам прежде всего в идеологической сфере, предлагая прихожанам убедительную альтернативу, - подчеркнул г-н Жумабеков.
Не кажется данная идея здоровой и приемлемой для многонационального Казахстана и руководителю регистрируемой Народной партии «Алга» Владимиру Козлову. На его взгляд, любое выделение религиозной принадлежности вне ее органичнной среды, в формате светского государства есть косвенное ущемление прав других конфессий и представителей гражданского общества, не относящих себя к сторонникам каких-либо религий.
- Продолжая логику заявленной инициативы, нужно ожидать появления христианских, иудейских, тенгрианских, буддистских и иных сил правопорядка. Ни одна из легитимно действующих на территории страны конфессий не проповедует зла и насилия, а «присмотр» мусульман (при всем уважении к истинному исламу и его миролюбивому характеру) не ограничится представителями «своей» веры. Человек с оружием в руках - всегда потенциальная угроза обществу. И тем более если это оружие будет выдаваться по религиозному признаку, - отметил политик.
По его мнению, суть проблемы состоит в ухудшении социальной обстановки в стране, в расширении раскола между слоями, в резком увеличении числа людей, находящихся за чертой бедности. И дело власти - корректировать эти процессы в сторону улучшения, а не придумывать дополнительные способы «затягивания гаек» на крышке кипящего котла.
- Это же надо быть специалистами! А просто общественников взять и вот так объявить - это вряд ли получится. Я не верю! Надо другие выходы искать. Бесполезно это, - выразил в свою очередь скепсис по поводу новой инициативы и лидер гражданского движения «Азат» Хасен Кожахмет.
- Насколько я помню, согласно действующей Конституции РК запрещается создание каких-либо военизированных формирований при политических партиях или общественных организациях. А уж тем более окрашенных в религиозные оттенки... - отметил известный петропавловский журналист и общественный деятель Павел Афанасьев. - А то потом могут появиться и христианские силы правопорядка (казачьи отряды), и протестантские силы правопорядка, и иудаистские силы самообороны и т.д. и т.п. Далеко ли мы так зайдем? И уж совсем по-хитрому выглядит доверить вам руководство этими силами и их формирование. А погоны генеральские вам сразу не дать? И табельное оружие?
...Мы предлагаем всем, кого «зацепила» эта идея, присылать отклики нам на ящик: respublika_kz@list.ru.