CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vof.kg

Пытки - Новости: Во время суда в Оше в головы подсудимых летят камни, в адрес адвокатов - упреки

26 сентября 2011

Во время суда в Оше в головы подсудимых летят камни, в адрес адвокатов - упреки

24 сентября, 2011, vof.kg

Сахира Назарова, Voice of Freedom, Ош

В Южной столице Кыргызстана проходит суд по нашумевшему делу об убийстве начальника Ноокатского районного отделения Налоговой службы Сагынбека Алимбаева. После того как командование войсковой части отказало предоставить помещение из-за беспорядков в зале суда, процесс перенесли в здание областного суда. А камни во время процесса как летели, так и летят...

Тело главного налоговика района Сагынбека Алимбаева было найдено утром 23 февраля 2011 года в его собственной машине марки «Лексус». Он был застрелен из пистолета. У погибшего осталось пятеро детей. Следствие вскоре громогласно заявило, в том числе и через СМИ, о заказном убийстве, назвало имя якобы заказчика убийства Адылжана Каримжанова. Он был объявлен в розыск, задержан на территории Узбекистана и передан Кыргызстану.

Сначала в этом деле было трое обвиняемых - «исполнителей»: Фархад Разиев, Ильхам Каримов, Рахим Абдуллаев. Позже к ним присоединился четвертый, у которого в доме был обнаружен токарный станок. По версии следствия, на этом станке якобы была изготовлена часть оружия - глушитель для пистолета марки «Макаров».

Местные жители в этом деле увидели этнический подтекст, поскольку еще была свежа память об июньском межэтническом конфликте 2010 года, где погибли сотни людей. Когда милиционеры, нарушая тайну следствия, назвали имена предполагаемых заказчиков и исполнителей убийства, разъяренная толпа сожгла дом и имущество «заказчика» Каримжанова. На поджигателей не было заявления и не было возбуждено уголовного дела, хотя местные жители знали, кто это сделал.

Дело было передано в Ноокатский районный суд, откуда опять возвращено на доследование. Недавно вновь начались судебные слушания. Поскольку дело резонансное, а со стороны потерпевших есть агрессивно настроенные родственники, суд был выездным. Первое слушание проходило в войсковой части ?703 города Оша, в ста километрах от места события.

Заседание совпало с днем приезда президента Розы Отунбаевой в Ош, где она обсуждала с силовиками и местными правозащитниками ситуацию с незаконными задержаниями и пытками.

В войсковой части не смогли обеспечить безопасность участников процесса. Родственники убитого пронесли в зал камни и во время слушания забросали ими подсудимых. Адвокаты не пострадали, так как родственники потерпевших дождались их ухода. После этого командование войсковой части отказало в предоставлении помещения и обеспечении безопасности участникам процесса.

Очередное заседание суда состоялось 21 сентября уже в здании Ошского областного суда. Подсудимые отрицали свою причастность к совершению преступления. Они заявили, что признательные показания давали под пытками. У Ильхама Каримова три адвоката, у остальных по одному. Один из адвокатов представил документы, доказывающие применение пыток к его подзащитному: судебно-медицинское заключение, показания врача ИВС, который выступал и в суде.

Судья Каныбек Пирматов внимательно выслушал доводы защиты, но какова будет его реакция пока неизвестно.

Во время процесса родственники потерпевшей стороны выкрикивали реплики, стремясь высказать свое мнение по делу и не понимая особенностей судопроизводства. Судья вовремя пресекал нарушения, после замечаний он применил процессуальные нормы и выдворил отдельных нарушителей из зала суда.

Процесс близился к завершению, участники стали выступать в прениях. В этот момент из числа родственников потерпевших кто-то бросил первый камень в сторону подсудимых. Удар пришелся одному из них в голову. От удара мужчина слетел со скамьи. Конвой пресек дальнейшие попытки. Судья сразу же прервал процесс и перенес заседание на 30 сентября. В этот день будет выслушано последнее слово одного из подсудимых.

По делу проходят также двое потерпевших - сотрудник милиции Нурмамбет Аширов и предприниматель Хасылжан Акбаров. Обвинение настаивает, что якобы и на этих двух людей был «заказ». Согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса страны, для признания потерпевшим необходимо нанесение материального или морального ущерба. Аширов и Акбаров не понесли ущерб, а значит, их нельзя признать потерпевшими.

При этом подсудимые утверждают, что их заставили признаться в «заказе» на Аширова и Акбарова. Якобы «заказчик» Каримжанов, находясь в Фергане, заказывал убийства местным жителям. По версии следствия подсудимые Разиев и Абдуллаев ездили в Фергану. Фархад Разиев и не отрицает, что ездил туда и встречался с Каримжановым. Но по его версии, они обсуждали поиски работы в России, и Фархад просил Каримжанова помочь с трудоустройством.

Кроме того, Разиев и убитый Алимбаев были знакомы ранее. По рассказам Разиева, незадолго до убийства он попросил Алимбаева помочь ему с арендой помещения для изготовления и продажи мебели. Когда они обходили места, люди их и видели вместе. Впоследствии это обстоятельство стало одним из оснований для обвинения.

Есть некоторые неясности в версии следствия. Стрелял в Алимбаева якобы Каримов. После одного выстрела пистолет марки «Макаров» заел. Тогда Каримов ударил по голове Алимбаева рукоятью пистолета. Затем он вернулся к машине, где находился Разиев и передал ему оружие. Якобы Разиев починил пистолет с помощью отвертки и вновь передал Каримову. Каримов сделал еще один выстрел. Экспертиза показала наличие отпечатков Каримова на оружии. Но почему не были выявлены отпечатки Разиева?

Следствие утверждает, что Каримов был под воздействием эмоций и не обтер оружие, а просто бросил его в салон машины убитого. Также на пистолете не обнаружены следы ударов о голову убитого (остатки кожи, волос, крови).

По версии следствия, в обнаруженном тайнике находилось два пистолета. Одна из понятых женщин присутствовала при обнаружении тайника. Но она не смогла сказать, сколько точно оружия было в тайнике. Есть вероятность, что она не видела самого оружия. Еще она показала суду, что во время следственного эксперимента задержанный Разиев только махнул рукой в сторону тайника, а не указал конкретное место.

Следствие утверждает, что это заказное убийство связано с бизнесом. Обвинение настаивает на виновности подсудимых и просит суд назначить пожизненное наказание трем «заказчикам» и шесть лет лишения свободы «изготовителю оружия».

Родственники убитого просят суд взыскать с заказчиков и исполнителей убийства 7 миллионов сомов (более 155 тысяч долларов США) в качестве материального и морального ущерба. Свои требования они обосновывают тем, что на погребение было затрачено «много» денег, а также убитый работал и получал заработную плату и мог бы получать ее дальше в течение некоторого периода.

Адвокат Фархада Разиева Назгуль Суйунбаева отмечает, что на нее оказывается давление со стороны родственников убитого в виде словесных упреков типа «этих преступников не надо защищать, их надо расстрелять».

«У нас многие не понимают, что адвокат, прежде всего, защищает закон, защищает права человека, гарантированные Конституцией, - говорит Суйунбаева. - Для защитника на первом месте - обеспечение гарантии соблюдения прав человека, оказавшегося на скамье подсудимых. Наличие квалифицированного защитника обеспечивает проведение объективного, независимого судебного процесса. И даже в случае признания вины подсудимого суд назначает справедливое наказание, соразмерное содеянному.

Адвокат Назгуль Суйунбаева отмечает участившиеся нарушения принципа соразмерности наказания на судах. Особенно это касается дел по июньским событиям прошлого года, когда некоторые приговоры выносились под давлением родственников потерпевших. Было много пожизненных приговоров, хотя «такое наказание должно даваться тем, кто уже не исправится».

Коллеги Суйунбаевой приводят примеры, когда суд не учитывал отсутствие судимости, явку с повинной, и назначал суровое наказание в виде пожизненного срока. Многие адвокаты отмечают сложность работы, необходимость повышения авторитета защитников, чтобы в суде две стороны - защита и обвинение - были представлены на равных позициях без перекоса на обвинение.

vof.kg

Предыдущая статьяВ Кыргызстане появилась новая политическая партия - "Мурас" | ЦентрАзия
Следующая статьяМежрегиональный центр ООН по проблемам изменения климата может быть создан в Ашхабаде | Интернет-газета Turkmenistan.Ru