Туркменистан и «WikiLeaks»: «Туркменистан не хочет, чтобы его критиковали»
03/10 19:28, Информационное Агентство Кабар
Многочисленные дипломатические депеши, опубликованные «WikiLeaks», указывают на секретное сотрудничество, которое Америка изо всех сил пытается поддержать с авторитарным правительством Туркменистана ради сохранения Северной сети поставок, по которой осуществляются поставки для войск НАТО в Афганистане - именно в тот момент, когда возникли вопросы по ситуации с правами человека в Туркменистане. Дипломатические заметки показывают, насколько манипулировало туркменское правительство своими приглашениями - и затем отменяло визит в Туркменистан американской правительственной комиссии, которая проводит мониторинг за религиозной свободой.
Как писал Деирдре Тайнан из «EurasiaNet», Америка даже выплачивала большие средства «нейтральному Туркменистану», как называл себя центрально-азиатский режим, чтобы сохранить возможность осуществлять перелеты через Туркменистан в Афганистан. Однако, несмотря на такие «гонорары», Ашгабат не стал сотрудничать больше и не готов идти на уступки по правам человека.
В документах, обнародованных «WikiLeaks» 1 сентября этого года и 28 декабря 2008 года, говорится, что туркмены взяли жесткий политический курс. По всей видимости, несмотря на возобновление соглашения по полетам над туркменской территорией, они просто не разрешили самолетам приземляться и начали торговаться. Они потребовали встречи с поверенным в делах США в Туркменистане того времени Сильвией Рид Курран 25 декабря 2009 года - именно в Рождество - для обсуждения предстоящего двустороннего форума и отказа Туркменистана дать разрешение на приземление самолетов.
«Сильвия Рид Курран поблагодарила Мередова за возобновление соглашения по полетам, однако отметила, что в дипломатической заметке не упоминалось о приземлениях. Это стало сюрпризом. Она отметила, что 20-дневный срок по оповещению американской стороны невозможен, поскольку невозможно запланировать всё заранее. Американская сторона не знает, почему Туркменистан решил внести такое изменение, однако если причина этому носит технический характер, тогда эту проблему можно легко решить. Мередов ответил, что он почти уверен, что причина носит технический характер». В дипломатических документах говорится, что США хотят получить разрешение на приземление, и министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов заверил поверенного в делах о том, что эту проблему - созданную самими туркменами - можно разрешить «с технической стороны».
Интригует то, как американские дипломаты ломали голову над тем, как урегулировать этот замкнутый круг - как раз, когда туркменское правительство отказывалось в полной мере сотрудничать с американцами по предоставлению территории для полетов или расширения Северной сети поставок, последние попытались поднять проблемы прав человека в Туркменистане. На момент публикации дипломатических документов от 2008 года американское правительство пыталось получить разрешение на то, чтобы Комиссия США по международным религиозным свободам отправилась в Туркменистан и изучила ситуацию по религии. Визит комиссии был отменен туркменским правительством дважды, даже при том, что туркменские чиновники сообщили американцам, что они могут планировать свой приезд. Как сказал Мередов, дата визита пересматривалась ввиду праздников.
Похоже, министр иностранных дел Туркменистана посчитал вопрос о религии «очень деликатным» и предупредил, что диалог должен быть «конструктивным». «Правительство Туркменистана готово обсудить любой вопрос, но не хочет критики в свой адрес», говорится в документах. Всё же, несмотря на заверения о «конструктивном сотрудничестве» со стороны США, и даже несмотря на личное приглашение президента Бердымухамедова, планы застопорились.
Очевидно получив инструкции от чиновников Госдепартамента о том, что сначала надо дать возможность для тихой дипломатии, комиссия ждала четыре года, прежде, чем рассказать о неоднократной отмене приглашения. В конце концов, устав от многочисленных несостоявшихся поездок, в своем отчете, опубликованном в мае 2011 года, Комиссия США по международным религиозным свободам открыто пожаловалась: «Несмотря на личное приглашение президента Бердымухамедова приехать в Туркменистан, правительство отказалось встретиться с представителями Комиссии три раза за последние два года, и каждый раз отказ случался прямо перед отъездом делегации в страну. В последний раз такой инцидент произошел в декабре 2010 года. Следует отметить, что в феврале 2011 года в ответ на запрос Комиссии о предоставлении информации, посол Туркменистана в США заявил, что «мы можем гарантировать то, что члены вашей Комиссии могут приехать в Туркменистан в любое удобное для них время, и мы можем обсудить вопросы религиозной свободы в Туркменистане». Однако приглашения до сих пор нет».
Также в документах упоминается о переговорах летом 2009 года в отношении туркменских студентов, которым не разрешили вылететь за границу на обучение по американским программам. Поверенный в делах вскользь упомянула об этом вопросе, поскольку был уже декабрь, а прогресса еще не было: «Она сказала, что американская сторона озадачена тем, почему этот вопрос остается неразрешенным. Секретарь была обеспокоена этой проблемой. Отсутствие решения ставило под угрозу отношения. Мередов сказал, что он тоже не понимает, почему этот вопрос до сих пор не решен. Он знал, что вопрос обсуждался с президентом Бердымухамедовым, а американская сторона сделала все, что от нее требовалось. Он пообещал обсудить вопрос с Хадыром Сапарлиевым (ответственным за образование) и посмотреть, как можно решить его».
В итоге, спустя 18 месяцев после того, как студенты должны были выехать в Кыргызстан, их отправили в университеты Болгарии и Санкт-Петербурга. Другой документ под названием «Наконец свободные» от 25 января 2010 года, представил подробности этой саги: «Заместитель председателя Сапарлиев был бы счастлив оставить студентов в черном списке. Поэтому министру иностранных дел пришлось надавить на заместителя председателя и убедить его в том, что этот вопрос ставит под угрозу двусторонние отношения. В конце концов, Сапарлиев был вынужден снять запрет на выезд студентов».
А теперь, почему министр иностранных дел ощутил себя «сильнее»?
Комментарий: «Мередов казался более раскованным. Урегулировав газовый вопрос с Россией, он почувствовал себя спокойнее. Он стал уверенным, как прежде. И признаком его уверенности стало желание и готовность взяться за решение спорного вопроса по студентам. Этот факт весьма обнадеживает, однако не означает, что вопрос полностью решен. Сапарлиев отравляет жизнь не только Мередову, но и нам».
Кэтрин Фицпатрик «Eurasianet», 2 октября 2011 года Перевод - «InoZpress.kg»