Узбекистан сам организовал взрыв на железной дороге?
Четверг, 1 Декабрь, 2011 - 06:13, Eurasianet: Русская Служба
by Джошуа Кучера
Заметка из блога EurasiaNet "The Bug Pit"
Начинают раздаваться именно такие провокационные теории, а масла в огонь подливает тот факт, что правительство Узбекистана отказывается обнародовать информацию, хотя бы в общих чертах, касательно данного инцидента. В Таджикистане же, тем временем, начинают задавать вопросы касательно того, кому был выгоден, а кому повредил взрыв на железнодорожном мосту вблизи узбекско-афганской границы. Когда появились сообщения о подрыве моста 17 ноября, узбекские власти назвали его «терактом», а большинство обозревателей - и данный блог не исключение - высказали мнение, что за инцидентом, вероятно, стоят исламисты, пытающиеся подорвать сотрудничество между США и Узбекистаном по афганскому направлению. В соответствии с первоначальными сообщениями касательно инцидента, он имел место на отрезке дороги, недавно отремонтированном американцами для последующего использования для нужд Северной сети поставок, обеспечивающей доставку военных грузов через Центральную Азию в Афганистан.
Но с тех пор Узбекистан не сделал никаких сообщений касательно данного инцидента. И стало известно, что на работу Северной сети поставок он не повлиял, но зато пострадал Таджикистан, с которым у Узбекистана весьма плохие отношения. Высокопоставленный чиновник ГУП «Таджикская железная дорога» высказал мнение, что «такой небольшой мост при возможностях, которыми располагает Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари», можно восстановить в течение суток. Хотя ТЖД предложило узбекским коллегам любую безвозмездную помощь для скорейшего восстановления движения на перегоне:, однако никакой ответной реакции, и информации относительно сроков восстановления моста мы не получили».
Камнем преткновения между Таджикистаном и Узбекистаном является Рогунская ГЭС, против которой выступает последний из опасений, что рогунская дамба оставит узбекские хлопковые поля без воды. Аналитик Эндрю МакГрегор, в своей статье для Jamestown's Eurasia Daily Monitor пишет, что узбекско-таджикские отношения заметно накалились за несколько дней до взрыва на железной дороге.
Последний удар узбекско-таджикским отношениям был нанесен 13 ноября, когда узбекского пограничника застрелили таджикские пограничники, которые, по утверждениям, помогали контрабандистам наркотиков переправить в Узбекистан 3,84 килограмма героина. Первоначально таджикские власти отрицали факт причастности таджикских пограничников к данному инциденту, в котором якобы принимали участие сотрудники Сугдского отделения Главного пограничного управления Таджикистана. Но пресс-секретарь таджикской погранслужбы позже признал, что таджикский пограничник убил узбекского коллегу, но только после того, как узбеки перешли на таджикскую сторону для того, чтобы защитить контрабандистов. Пресс-секретарь настаивал, что наркотиков на месте обнаружено не было:
В день взрыва на железнодорожном мосту Ташкент вынес в адрес Таджикистана жесткое предупреждение о необходимости избегать повторения инцидентов, подобных тому, что имел место 13 ноября: «..СНБ Узбекистан отмечает, что в случае повторения с таджикской стороны подобных фактов, узбекская сторона оставляет за собой право, в соответствии с нормами и практикой международных отношений, принятия самых жестких и решительных действий для пресечения различных агрессивных провокаций на границе, для обеспечения полной безопасности граждан и территориальной целостности Республики Узбекистан». В Таджикистане возникли предположения, что взрыв на железной дороге, возможно, больше связан с позицией Узбекистана касательно Рогунской ГЭС, нежели с терроризмом.
Прямым обвинением в адрес Узбекистана это не назовешь, но именно к этому выводу может прийти человек, которому предоставят все эти данные и предложат сложить их в общую картину. При этом следует отметить, что обвинения со стороны Таджикистана касательно «мерзких поступков» Узбекистана надо воспринимать с осторожностью. С другой стороны, Узбекистан уже не раз перекрывал доставку грузов в Таджикистан по железнодорожным путям, пролегающим по узбекской территории. И, в заключении, следует сказать, что чем дольше Ташкент будет хранить молчание относительно того, что ему известно о взрыве на железнодорожном мосту, тем больше будет слухов.
От редактора: Джошуа Кучера является независимым вашингтонским журналистом, специализирующимся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, а также автором блога "The Bug Pit" на сайте EurasiaNet.