Ушли, взорвались, маршировали ...
? 24 (164) ДЕКАБРЬ 2011, Интернет-журнал "Оазис"
Мяхри Атаева (Ашхабад)
Конечно, одним из главных разочарований начала года стало прекращение работы в Туркменистане дочерней телекоммуникационной компании МТС. Компания, которая охватывала своими услугами более 80 процентов населения, была обвинена в чрезмерных финансовых аппетитах. И, согласно туркменским традициям по выдавливанию из страны иностранного бизнеса, МТС были созданы невыносимые условия работы.
Были аресты оборудования на таможне, потом странным образом протек потолок над главным операционным центром компании и большая часть оборудования была выведена из строя. А потом власти попросту отозвали у компании лицензию. Второй оператор сотовой связи - государственная компания «Алтын Асыр» оказалась полностью не готова к приему такого количества абонентов, которые ринулись приобретать сим-карты этого оператора. Наступил коллапс: люди чуть ли не ночевали в офисах компании, «обвалилась» сама связь, емкость которой не была рассчитана на такое количество абонентов. И весь год в офисах «Алтын Асыра» стояли огромные очереди: кто-то хотел подключиться, кто-то оплатить услуги, при этом все ругали качество связи. И продолжают ругать до сих пор.
Власти Туркменистана продолжали игнорировать подобные мелочи быта туркменского народа, как мобильная связь, взамен предлагая насладиться идеологическими изысками. Так, в январе было объявлено о том, что готовится к печати «Туркменская история с древнейших времен до наших дней». Этот монументальный труд должен был то ли дополнить, то ли заменить «Рухнаму» Ниязова. Год подошел к концу, но об этой книге так ничего и неизвестно. Тем не менее, тренд идеологического давления на общество присутствовал весь год и нарастал к его концу.
В мае был торжественно открыт монумент Конституции. Концептуально и эстетически он мало отличается от подобных монументов - высокая стела с парком вокруг. Но этот монумент стал первым, где пусть и косвенно, но отмечено президентство Бердымухамедова. За 20 лет своего существования Конституция страны претерпела многочисленные изменения. В нее вносились преамбулы, связанные с приобретением Туркменистаном статуса нейтралитета, закреплялся статус и отмечалась роль Туркменбаши Великого. Но только в последней редакции 2008 года нашлось место на этом монументе рядом с датой принятия самой первой Конституции. И эта редакция была сделана уже при Бердымухамедове. Новое и зримое воплощение его культа личности, хоть и немного притянутое за уши, нашло свое место в монументальном строительстве. О развитии культа личности мы поговорим ниже, сейчас же необходимо упомянуть то, что, без сомнения, потрясло все общество.
Взрывы на военных складах в Абадане стали тестом на зрелость и ответственность туркменской власти, который она так и не прошла. Ужасная трагедия, количество жертв которой до сих пор скрывается властями, не имеет аналогов в современной истории Туркменистана, пожалуй, со времен Ашхабадского землетрясения 1948 года. Эта история подробно освещалась в иностранных СМИ, но туркменские власти продолжают обходить ее молчанием. 17 августа, когда произошла трагедия, официоз сообщил лишь о взрыве на складе пиротехники и отсутствии жертв. Но когда масштабы разрушений и количество жертв скрывать уже стало невозможно, было заявлено о «незначительных» разрушениях и о семи человеческих жертвах. При этом многочисленные свидетельства очевидцев рисовали более трагическую картину. Диссидентские сайты называли количество жертв, превышающих полторы тысячи человек. Но настоящую цифру мы так и не узнаем, - власти дали строгое указание не вписывать в свидетельства о смерти причину смерти. И продолжали стоять на своем - разрушения незначительные, количество жертв небольшое. Траур не был объявлен. Люди остались без реальной помощи. Только через несколько месяцев президент Бердымухамедов сам косвенно признал масштабы катастрофы, сказав, что «город Абадан будет построен заново и на новом месте».
Но была у властей и паника. Это было заметно по тому, что к президентскому дворцу стянули внутренние войска, в близлежащих дворах разместили автомобили с водометами. Ходили слухи, что президент отправил за границу своих родственников. Кстати, сам он так и не появился на месте трагедии, его роль ограничилась подписанием указа о создании специальной комиссии по расследованию и ликвидации последствий «инцидента». Сам «инцидент» власти постарались как можно скорее забыть, как кошмарный сон. Дело дошло до того, что, чтобы сбить накал публикаций в зарубежных СМИ и критику в свой адрес за бездействие и чрезмерную секретность, Бердымухамедов заявил о допуске на президентские выборы кандидатов от оппозиции, скрывающихся за рубежом. Обещания своего он так и не выполнил, постарался забыть про него точно так же, как забыл про Абадан.
Поводов для такой забывчивости было немало. Но главным из них являлась подготовка к празднованию 20-й годовщины независимости. Ничто не должно было омрачить этот юбилей и сорвать подготовку его празднования. И именно эта подготовка к празднованию, растянувшаяся на 3, а для кого-то на 4 месяца, стала еще одним растянувшимся событием года.
По замыслу организаторов празднеств, все без исключения государственные служащие и все учащиеся школ и ВУЗов должны были отточить мастерство празднования в марше, в составе колонн перед президентской трибуной. На специально отведенных площадках сначала каждые выходные, а ближе к празднику и каждый день после работы, начиная с лета и до 27 октября, все дееспособное население, находящееся на государственной службе, обязано было под страхом увольнения, репетировать и репетировать. К октябрю слово «репетиция» уже звучало как бранное. Врачи, учителя, школьники, студенты, даже авиаторы, вместо должного исполнения своих прямых обязанностей должны были проделывать многокилометровые марши, а потом возвращаться к своему обычному труду. И так каждый день! Со всего Туркменистана были отобраны статные школьники, которых свезли в летние лагеря в пригороде Ашхабада, где они занимались не учебой, а маршировкой. При этом все участники будущей демонстрации обязаны были пошить за свой счет костюмы, цвет, материал и крой которого определили режиссеры-постановщики самой демонстрации. Помимо этого людей сгоняли на открытия «строительных премьер», которые предворяли сам День независимости и продолжались после него. Напряжение и усталость от этой всей муштры и унижений сказались 28-го числа, когда властям вздумалось открывать комплекс новых зданий. После открытия «строительных премьер» и отъезда с объекта президента, людей продолжали держать под проливным дождем и на пронизывающем ветру. И тут случилась, наверное, самая массовая акция неповиновения в истории страны. Люди в нескольких местах прорвали оцепление с криками «домой!» и ринулись в разные стороны, по дороге проклиная все праздники и тех, кто их устроил.
Ну, а под занавес года, все общественное внимание было привлечено к подготовке к президентским выборам, которые должны пройти в феврале будущего года, но основные действа начались еще в этом. Отвечая на обвинения в узурпации власти и в существовании культа личности Бердымухамедова, власть просто довела ситуацию до абсурда. На потеху всему туркменскому народу и всему миру уже выдвинуто 15 (!) кандидатов в президенты. Но все отлично знают, кто именно будет избран, и лишних иллюзий не питает никто. Но это уже событие следующего года.