CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

newsazerbaijan.ru

Что значит «афганский вопрос» для региональных игроков | Аналитика | "Новости-Азербайджан"

14 ноября 2012

Что значит «афганский вопрос» для региональных игроков

14/11/2012 [11:45], "Новости-Азербайджан"

БАКУ, 14 ноя - Новости-Азербайджан. Интервью Новости-Азербайджан с директором Института демографии, миграции и регионального развития (РФ) Наданой Фридрихсон:

- Какова, на Ваш взгляд, сегодня роль Афганистана для Центральной Азии и Южного Кавказа?

- Сегодня значительно возрастает роль Афганистана, являющегося фактически центровой точкой дестабилизации, которая, как кнопка «пуск», при одном нажатии раскрывает спектр проблем, причем не только для государств Центральной Азии, но и Южного Кавказа, а также России.

Условно, отсчет может начаться с 2014 года, когда планируется вывод основного военного присутствия НАТО из Афганистана. В этой связи в мировом сообществе стали распространяться алармистские предположения о наступлении конца периода какой-никакой стабильности, что с уходом основного военного контингента НАТО наступит мрак и хаос, между тем это далеко не так. Не будем говорить о результатах работы НАТО в Афганистане - это тема, достойная отдельных дискуссий и исследований, однако региональные игроки, при скоординированной политике, вполне могут сами решить афганский вопрос. Но для этого ведущим странам необходимо определить свою стратегию, из чего она будет исходить и какова ее конечная цель.

Долгое время политика рядя государств, в т.ч. и России исходила из сиюминутных вызовов. Сегодня этот метод изжил себя. России необходимо начать выстраивать диалог с ведущими государствами Южного Кавказа и Центральной Азии на принципиально новом уровне, а именно - не из опасений, а из перспектив, и вопрос Афганистана - хороший повод начать диалог.

- Что такое «афганский вопрос» для региональных игроков?

- В первую очередь, это проблема наркотрафика, который проходит по Центральной Азии, затрагивает как Россию, так и Южный Кавказ. Это общая проблема, которая требует решений, причем не на уровне пресечения продвижения наркопотока, а искоренения самой проблемы его появления.

Региональным игрокам необходимо смоделировать и реализовать на практике новую экономическую систему Афганистана, основанную на инвестициях в долгосрочные проекты развития данной страны, с учетом того, что это будет затрагивать и близлежащие государства, такие, как, например, Таджикистан.

Во-вторых, Афганистан представляет собой важную геостратегическую точку, окруженную такими странами, как Иран, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Пакистан. Проблема Афганистана в буквальном смысле стягивает в единый узел многие проблемы и противоречия, которые существуют у данных государств. И в этом смысле нет ничего удивительного, что Запад столь длительное время стремился контролировать ситуацию в Афганистане, поскольку это ключ ко многим дверям.

Показательно, 21 октября 2012 года в Афганистане состоялась торжественная церемония по поводу начала добычи нефти CNPC в северных провинциях страны. То есть, еще не затихли размышления о роли США, как моментально активизировался Китай. Само по себе это определяет Афганистан как важнейший регион, работа с которым может значительно повилять на геополитические сюжеты наших дней, в особенности, на вопрос с Каспием.

- Думаете, роль США снизится в Афганистане?

- США не откажутся от Афганистана, однако последние события продемонстрировали, что появилась сила, которая стремится снизить роль Америки. Речь идет об осеннем скандале вокруг фильма «Невинность мусульман». Примечательно, что хронология вспышек антиамериканских выступлений соответствовала событиям арабской весны. Йемен, Тунис, Египет, Ливия - страны, пережившие смену политического режима, были вовлечены в события по штурму посольств США и антиамериканские призывы.

Интересным сюжетом в этом контексте была отмечена Ливия, а точнее имя М.Кадаффи. В 1976 году Мустафа Аккад - американец сирийского происхождения, режиссёр снял картину «Мухаммад - посланник Бога» (вышедший в прокат в 1977 году в Соединенных Штатах как «The Message»). Несмотря на консультации режиссера у исламских священнослужителей, всемирная мусульманская лига в Мекке и Саудовская Аравия осудили съёмки данного фильма.

Правительство Саудовской Аравии оказало большое давление на Марокко, где велись съемки, что вынудило Аккада обратится к лидеру Ливии Каддафи, который в свою очередь позволил ему завершить оставшиеся 6 месяцев съёмки в Ливии.

Этот сюжет показывает, что осенние события в некотором смысле - очередной поворот истории, который красиво «замкнул» политику США.

При этом вспышка антиамериканского настроения пришлась на 11 сентября, что тоже пропитанная трауром идеологема с точки зрения общественного восприятия.

Косвенные признаки показывают, что силой, заинтересованной в снижении роли Вашингтона, может являться Лондон, который, что важно, контролирует ОАЭ. В этой связи уместно вспомнить и про совет Афганцев, который существует в Дубаи и представляет собой пул инвесторов, занимающихся привлечением иностранных инвестиций в Афганистан.

Говоря о политике США в Афганистане, стоит предположить, что вытеснение Вашингтона - это временный этап, и следствие выхода Англии из геополитической тени. Однако внутрирегиональные игроки могут воспользоваться этим моментом для трансформации общей ситуации. В первую очередь, об этом необходимо задуматься России, согласившейся сделать Ульяновск пунктом для транзита НАТО, Азербайджану и Казахстану, во вторую очередь - Ирану и Туркменистану.

- Недавно Азербайджан и Афганистан приняли совместное решение об открытии посольств в обоих государствах. Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества Азербайджана и Афганистана?

- Сегодня стратегия Баку в отношении Афганистана неотделима от сотрудничества с Узбекистаном, новые контуры двустороннего сотрудничества с которым были закреплены 12 октября в рамках официального визита Ислама Каримова в Азербайджан, и уже 15 октября Азербайджан и Афганистан приняли совместное решение об открытии посольств.

Усиление сотрудничества Азербайджана и Узбекистана несет в себе определенный «мэссидж» для России, поскольку Ташкент уже явно показал свою прозападную ориентацию, и его сотрудничество с Баку закономерно вызовет негативную оценку в Кремле (первым сигналом можно считать конфискацию находящегося на территории РФ имущества, принадлежащего Узбекистану). Важным моментом в этом контексте является активизация сотрудничества Ирана и Афганистана, а также возрастающая роль Турции, как в регионе Центральной Азии, так и на Южном Кавказе.

В этой связи активизация отношений Баку и Кабула - важный внешнеполитический ход со стороны Азербайджана, который, позволяет говорить о создании в перспективе политического и геостратегического моста между АР и Центральной Азией, а также формировании новой геополитической картины в каспийском вопросе. Другое дело, что эти предпосылки выведут на первый план существующие противоречия между игроками и, тем самым, создадут новые сюжеты для дипломатических маневров и официальных заявлений. Предположительно, одной из ключевых повесток таких процессов может стать вопрос о возрастающей прозападной направленности Центральной Азии.

- Можно ли говорить, что эти обстоятельства будут способствовать усилению интереса Москвы в вопросе сотрудничества с Баку, поскольку Кремль может быть заинтересован в потенциальной геополитической связке Южный Кавказ-Центральная Азия с учетом идеи евразийской интеграции?

- Стоит признать, что на сегодняшний день практическая реализация идеи евразийской интеграции осуществляется такими странами, как Турция, Казахстан, но не Россией. Поэтому, стоит разводить сюжеты, связанные на сегодняшний день с Афганистаном и вопрос евразийской интеграции.

Вместе с тем, новые кадровые перестановки в государственном аппарате РФ демонстрируют, что Москва готовится в буквальном смысле «к рывку» в вопросе сотрудничества с партнерами по постсоветскому пространству, в т.ч., возможно, и в вопросе евразийской интеграции, однако какого рода будет этот «рывок» - на сегодняшний день остаётся загадкой.

Пока что смена кадрового состава, скорее всего, снизит роль Д.Рогозина, который минувшим летом провел переговоры с рядом стран, в т.ч. и с Азербайджаном, получивших неоднозначную оценку. В этом смысле уместно предположить, что Москвой будут инициированы новые предложения, которые будут направлены ключевым партнерам по постсоветскому пространству.

Безусловно, Кремль не проигнорирует внешнеполитический курс Азербайджана, связанный с Афганистаном, равно как не будет проигнорирована в целом ситуация, которая на сегодняшний день складывается в Центральной Азии и на Южном Кавказе, а складывается она неутешительным образом для России.

Во-первых, как уже было сказано, особое внимание будет уделяться усилению роли Турции, фактически «вбивающий клин» в изначальный макет евразийской интеграции, во-вторых, Москва вплотную займется своим позиционированием на Южном Кавказе, что связано с ситуацией вокруг Ирана, с неразрешенным карабахским вопросом, и с опасением того, что внешнеполитический вектор Азербайджана всецело станет прозападным, сменив многовекторную политику республики, а это, в свою очередь, значительно повлияет не только на внешнеполитические интересы России, но и на внутренние проблемы, связанные с межнациональным вопросом.

К сожалению, существующие вызовы предопределяют политику многих государств региона, вытесняя вопросы сотрудничества.

Вопрос Афганистана - один из краеугольных камней процессов, проистекающих не только в Центральной Азии и на Южном Кавказе, но и на Северном Кавказе тоже. Это своего рода опорная точка, которая может изменить многие моменты, главное понимать, как использовать эту точку. Усиление сотрудничества Баку и Кабула на фоне описанных ранее процессов с одной стороны таит в себе угрозу для политики России, с другой - открывает новые перспективы для сотрудничества.

Однако, с какой колокольни Кремль будет оценивать данные сюжеты - покажет время.

- Какие перспективы на сегодняшний день существуют для России в контексте евразийской интеграции?

- Сегодня Россия в вопросе евразийской интеграции значительно уступает запланированную ведущую роль таким странам, как Казахстан и Турция. Во многом, это обусловлено религиозным фактором. Не без влияния «извне» сейчас фактически за счет идеи нового проекта интеграции формируется два полюса сил, «завязанных» на исламском вопросе - два вида халифата - центрально-азиатского и ближневосточного. Это очень интересный сюжет, и важно понять, будет ли включен Азербайджан в данный процесс, а так же, как это изменит общие контуры на постсоветском пространстве.

На сегодняшний день можно предположить одно: если в конечном счете два полюса будут сформированы, Россия будет буквально «зажата». И если добавить сюда обострение ситуации на Северном Кавказе, а точнее - в Дагестане, ухудшение ситуации в межнациональном вопросе на территории РФ, да и в целом некого рода «разбитость» общественно-политического сознания, то, в конечном счете, идея евразийской интеграции может превратиться в евразийское яблоко раздора.

И в этом смысле формирующиеся сегодня сюжеты требуют от Москвы особого внимания и инициатив. В первую очередь, не упускать ключевых партнеров, и стараться максимально использовать имеющиеся возможности, чтобы изменять макет сложившихся процессов.

newsazerbaijan.ru

Предыдущая статьяАзиатский Банк Развития выделит Киргизии $20 млн - - ИА REGNUM
Следующая статьяВзорвано в Казахстане » fondsk.ru - Фонд Стратегической Культуры | Strategic Culture Foundation