Правительство Кыргызстана проводит профилактическую работу, чтобы остановить отъезд молодых людей в Турцию, откуда они, по мнению экспертов, переправляются в Сирию для участия в боях.
В то время как становится известно о все большем количестве среднеазиатских граждан в Сирии, чиновники обеспокоены тем, что и другие кыргызы могут взять в руки оружие в Сирии.
«У нас пока нет точной информации по количеству наших граждан, которые воюют в Сирии, но мы знаем, что они в основном являются выходцами из южных областей Кыргызстана и разделяют идеи религиозно-экстремистских организаций», - говорится в сообщении Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) для «Средней Азии в Интернете».
По разным оценкам, в Сирии могут находиться не менее 40 граждан Кыргызстана, но, по данным ГКНБ, таких случаев может быть больше, ибо люди теперь добираются туда через третьи и даже четвертые страны.
Иностранные джихадисты продолжают вербовать молодых людей из сельских глубинок, которых обманным путем завлекают в ряды запрещенных в Кыргызстане организаций, говорится в сообщении ГКНБ.
«В отдаленных селениях и маленьких бесперспективных городках молодежь слоняется без дела. Некоторые из них ходят в мечети, молятся, но это не означает, что они являются правоверными мусульманами. Среди них есть и те, кто планируют уезжать, якобы на заработки в Россию, но фактически оказываются в другом месте», - отмечается в сообщении.
Семерка из Кызыл-Кия
Такой случай произошел с двумя братьями из шахтерского городка Кызыл-Кия в Баткенской области.
«Мои сыновья Баходир и Бахром мигрировали из Кыргызстана, чтобы заработать денег для семьи, но пока они так и не вернулись домой», - рассказала «Средней Азии в Интернете» Анархан Исматуллаева, мать двух братьев.
Она говорит, последний раз ее младший сын, 26-летний Бахром, летом звонил из Турции и сказал, что работает в городе Газиантеп и помогает беженцам из Сирии.
«Но вот около месяца назад мне сообщили, что он якобы воевал в Алеппо, где и погиб, но при этом никто не знает, где находятся его останки, - с плачем говорит она. - Тела его никто не видел, и я не верю, что его больше нет в живых».
Что касается старшего сына Баходира, женщина сказала, что он теперь, возможно, уехал на поиски младшего брата.
«По нашим сведениям, из Кызыл-Кии уехали семеро граждан», - сказал в интервью «Средней Азии в Интернете» начальник 10-го отдела по борьбе с терроризмом, экстремизмом и незаконной миграцией МВД Эмиль Жээнбеков.
По разным сведениям, четыре или пять из них вернулись домой. Представитель ГКНБ, пожелавший остаться неназванным, сообщил «Средней Азии в Интернете», что вернулись четверо. Все они утверждали, что учились в Турции, а не принимали участие в боевых действиях в Сирии, сказал представитель ГКНБ. У ГКНБ есть основания подозревать, что они ушли с поля боя, не получив обещанные деньги, добавил он.
Однако начальник милиции Кызыл-Кия Мурат Тогуззаков сказал, что пять человек вернулись на прошлой неделе, добавив, что милиция пытается установить, были ли они в Сирии.
«Найти уехавших молодых людей теперь не так-то просто, и чтобы такого больше не случалось, мы сейчас усилили просветительскую работу в школах и призываем безработную молодежь не поддаваться на провокации», - заявил мэр города Кызыл-Кия Абибулла Халмурзаев.
Борьба за влияние в мечетях
В связи с опасностью правоохранительные органы поддерживают тесную связь с муфтиятом, сказал Жээнбеков.
Во всех 10-ти местных мечетях представители духовенства объясняют верующим, что правоверные мусульмане не должны принимать участие в военных действиях, говорит Халмурзаев.
«На каждой пятничной молитве мы обращаемся к прихожанам оградить своих родных и близких от влияния джихадистов, которые обманным путем завлекают юношей, обещая им в дальнейшем райскую жизнь, что не соответствует истине», - сказал в интервью «Средней Азии в Интернете» имам мечети города Кызыл-Кия Усон ажы Парпиев.
Только совместная работа местных властей, общественных организаций и духовенства может противостоять экстремизму, говорит он.
В Духовном управлении мусульман Кыргызстана (ДУМК) не отрицают, что мечети остаются объектами повышенного внимания со стороны джихадистов.
«В Кыргызстане более 2 500 мечетей, и мы не можем быть уверенными в том, что в каких-то из них не вербуют молодых прихожан», - сообщил «Средней Азии в Интернете» советник-юрист ДУМК Юсур Лома.
«Мы ведем постоянный мониторинг деятельности мечетей, которые находятся на юге Кыргызстана, и мы не хотим потерять доверие верующих людей, которые приходят туда совершать намаз», - сказал Лома.
Эркин Камалов