В связи с тем, что Таджикистан считается основной страной «северного маршрута», через который из Афганистана и далее Азию в Европу поступают наркотики, стране предстоит трудная задача остановить этот поток. Действительно, в докладе УПН ООН, опубликованном в мае 2012 года, говорится, что из 90 тонн героина, переправленных из Афганистана через Среднюю Азию в 2010 году, около 75-80 тонн прошли через Таджикистан. Около половины афганского опия (18-20 тонн из 35-40 тонн) в том же году прошло через Таджикистан. В своем докладе УПН ООН предупреждает, что эти цифры, вероятно, ниже, чем фактический вес наркотиков, переправленных по северному маршруту.
Будучи транзитной страной, Таджикистан усилил борьбу с наркоторговлей. И хотя эксперты говорят, что Агентство по контролю за наркотиками (АКН), основанное в 1999 году, делает успехи в этой области, они добавляют, что есть еще возможности для совершенствования.
Об АКН
АКН «нацелено на борьбу с организованными преступными группировками, которые формируют наркопотоки и дилерские сети, создали механизмы легализации денег, заработанных на наркоторговле», говорит инспектор отдела общественных связей АКН Умеда Юсупова.
АКН есть чем похвалиться в этом плане.
«В 2011-2012 годы были построены и сданы 11 объектов на линии госграницы, в том числе два пограничных отряда, восемь пограничных застав, один контрольно-пропускной пункт», - отметила Юсупова.
Агентство открыло представительства в Казахстане, Кыргызстане и Афганистане (Кабул, Кундуз, Бадахшан, Тахор, Балх). Также открыта лаборатория судебных экспертиз, аналитический и кинологический центры.
Цифры, однако, создают более мрачную картину.
Хотя в своем докладе УНП ООН заявляет, что Таджикистан является страной Средней Азии, которая традиционно изымает наибольшее количество опиатов в год, это всего лишь малая часть наркотиков, переправляемых через этот регион. В 2010 году, например, в Таджикистане было изъято 985 кг героина и 744 кг опиума.
Но, с другой стороны, Юсупова ссылается на статистику преступности.
«Если посмотреть на таблицу зарегистрированных наркопреступлений в Таджикистане за период нашей деятельности, то можно сказать, что преступления снизились вдвое. К примеру, если в 2000 году было зарегистрировано 2367 наркопреступлений, то в 2012 году эта цифра снизилась до 895», - говорит она.
Усилия по борьбе с наркоторговлей и связанные с этим проблемы
Одним из препятствий в войне с наркотиками в Средней Азии является коррупция.
«Пограничники на постах за взятку могут пропустить наркопреступника», - сказал «Средней Азии в Интернете» аналитик по вопросам безопасности Бахтиёр Каххаров.
Юсупова говорит, что АКН ведет борьбу с такими случаями, но что это лишь частные случаи, а не общая практика.
Но если посмотреть шире, АКН подписало ряд соглашений с Шанхайской организацией сотрудничества, Организацией Договора о коллективной безопасности и другими организациями с целью усиления борьбы с наркотиками.
Страна также присоединилась к Региональной программе УНП ООН по поддержке усилий по борьбе с наркотиками в Афганистане и соседних странах на 2011-2014 гг.
За последние годы с Афганистаном было проведено 225 совместных операций агентства, в ходе которых изъято свыше 15 тонн наркотиков, из них: героина - 1971 кг, опия - 12 238 кг, прекурсоры, оружие и боеприпасы. Выявлено и уничтожено 49 лабораторий по производству героина. Задержано 293 гражданина Афганистана за причастность к незаконному обороту наркотиков, отметила Юсупова.
Кампания СМИ против употребления наркотиков, улучшение имиджа АКН
С социальной точки зрения, в войне с наркотиками используется двусторонний подход, который включает усилия по борьбе с наркоманией и улучшению имиджа АКН.
Директор отдела по контролю за оборотом наркотиков и профилактики наркомании АКН Фирдавс Рузиев говорит, что в Таджикистане идет тенденция к «старению» наркомании. Это значит, что среди молодежи наркоманов все меньше.
Он связывает эту тенденцию с агитационной кампанией.
«Люди стали уже знать и о вреде наркотиков. Поэтому и бум наркопотребления именно тяжелого вида наркотиков в начале 90-х годов уже ушел», - отметил Рузиев.
Независимый политолог Парвиз Мулладжанов советует АКН быть более открытой организацией.
«То, что она делает, и те мероприятия, которые проводит, они не так широко известны в Таджикистане и за его приделами. На мой взгляд, они недостаточно говорят о том, что делают», - говорит он о необходимости активизации информационной работы.
Надин Бахром