Вчера король Иордании Абдулла II назвал борьбу с боевиками «Исламского государства» ("ИГ") третьей мировой войной, которую ведут совместно мусульмане, христиане и представители других религий. Группировка, насчитывающая десятки тысяч боевиков, провозгласила на захваченных территориях халифат и стремится дальше расширять свое влияние. Эксперты опасаются, что одной из мишеней террористов может стать Каспийский регион.
Директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев считает "ИГ" главным вызовом региональной безопасности: "Если Закавказье от "ИГ" отделяют относительно стабильная Турция и Иран, то близость Афганистана к Центральной Азии является крайне серьезным фактором риска и для Туркменистана как прикаспийского государства, и для всех остальных государств региона. Связка "ИГ" с "Аль-Каидой", афганскими талибами и экстремистами внутри самих стран - реальная угроза на ближайшее будущее. Я не верю в то, что бомбежки американцев или действия доблестной иракской армии смогут решить эту проблему".
По словам Михеева, "одна из прикаспийских стран, а именно Иран, уже напрямую втянута в войну с "ИГ". Если бы иранцы не помогли, скорее всего, Багдад был бы уже взят. Мы бы уже видели другой Ирак, и никакая иракская армия вместе с инструкторами ничего не смогла бы там сделать. Кстати говоря, это одна из площадок закулисного сотрудничества Ирана и стран Запада. Иран вынужден этим заниматься, и если успехи "ИГ" будут продолжаться, то у нас не останется другого выхода, кроме как координировать свои действия в этом направлении. Опасность объединяет гораздо быстрее и надежнее, чем любые рассуждения".
Эксперт выразил мнение, что если "ИГ" докатится до границ с Туркменистаном, то нейтральность Ашхабада боевиков не остановит: "Все эти традиционные институты международного права для "ИГ" являются просто фикцией. Им совершенно нет никакого дела до тех договоров, соглашений и статусов, которые мы обсуждаем. Если они будут чувствовать себя в силах решать какие-то задачи, они будут их решать, независимо от того, о чем мы будем рассуждать, спорить, дискутировать".
Михеев упрекнул руководителей западных стран в том, что их геополитическое творчество имело прямое отношение к тому, что "ИГ" возникло, к тому, что теперь ситуация угрожает прикаспийским государствам: "Они люди творческие, любят что-то творить, вот и натворили. Они с таким же успехом могут натворить и в любом другом регионе, и их совершенно не остановят разговоры о том, что кто-то у кого-то покупает какую-то нефть. Ирак тоже продавал свою нефть и газ на Запад, и что? Это кого-то остановило от того, чтобы превратить его в помойку, в груду развалин? Я не исключаю ситуацию, когда через несколько лет нам придется обсуждать не трубопроводные поставки газа или нефти, говорить о том, кто зайдет с фланга, кто с тыла, а кто ударит с воздуха".