Как известно, политика всех гегемонов, не только США, которые мы сейчас демонизируем, но и России, и некоторых европейских стран, носит тактический характер. То есть им всё нужно сделать в какой-то определенный момент, и даже политические катаклизмы для них выгодны. И в этой связи заявление США, конечно, хорошее, но возникает вопрос: почему американские военные до сих пор не смогли победить ИГИЛ? Почему на страшных видео, снятых ИГИЛ, мы видим на его боевиках "песчанку" - добротную военную форму? Даже на Украине у ополченцев ДНР вы не увидите такого обмундирования, там все ходят кто в чем, в разной одежде. А у боевиков ИГИЛ - "песчанка", прекрасная форма. Они хорошо одеты, откормлены. Кто всё это делает? Кто дает им на это деньги? Кто-то говорит, что финансовая подпитка ИГИЛ идут из Кувейта или Бахрейна. Но, извините, это же страны-марионетки Соединенных Штатов Америки, мирового олигарха. И становится понятным, для чего всё это создавалось. Создавалось, чтобы контролировать ближневосточную Азию, чтобы сломить Сирию, установить определенный режим в Ираке, потому что иракцы, бунтовавшие при Саддаме, вновь подняли голову, они все равно хотя независимости. А тут вдруг возникла такая устрашающая сила, как "Исламское государство". То, что вытворяют его боевики - ужасно. По некоторым подсчетам, в ИГИЛ подняты в ружье уже около 200 тысяч человек. Это огромная армия. Если эти боевики реально нападут, то и Иран может не устоять. И Сирия, возможно, еще более-менее держится только благодаря каким-то российским инструкторам. ИГИЛ никто никогда не бомбит, у них есть возможность спокойно снимать видео казни. Где разведка? Почему бы не накрыть логово боевиков огнем из самолетов? Почему ничего этого нет? Смею предположить, просто потому, что все это финансируется. И сейчас военная промышленность стран-гегемонов прекрасно поживает, потому что продает это оружие ИГИЛ. Как известно, эти страны договорились о поставках оружия на Украину почти на миллиард долларов. И это оружие, это ружье, как в спектакле, обязательно должно выстрелит ь, раз уж оно висит на стене. По этой причине и не идут Минские договоренности.
Чем ИГИЛ угрожает Казахстану? В первую очередь тем, что туда уезжают казахстанцы, они воюют там. И получается, что ИГИЛ уже имеет влияние на Казахстан. Без трансферта до места назначения никто бы не смог просто взять и поехать туда. Это невозможно сделать без идеологической составляющей, без бюджета, потому что никто не поедет бесплатно воевать. Религия религией, фанатизм фанатизмом, но, скорее всего, перед отъездом эти люди оставили своим семьям какие-то деньги, ведь кто-то должен их кормить. И раз уж происходят подобные вещи, значит, и у нас есть системный подход в работе волонтеров-миссионеров этой организации. Помните небезызвестных "Солдатов Халифата"? Недавно я прочитал книгу Ерлана Карина, известного казахстанского политолога, в которой он описывает ситуацию, как это все происходило. По его информации, собираются группы по 10-15 человек, они уезжают, и уже там, на месте, создается достаточно серьезная армия.
Есть еще одна опасность со стороны ИГИЛ. Посмотрите, кто прикрывает Казахстан от ИГИЛ с юга. Нас прикрывает Туркменистан. Недавно я разговаривал с одним туркменом, и он подтвердил, что у его страны более-менее дружеские связи с "Талибаном", с ИГИЛ. Но все это до поры до времени, потому что ИГИЛ способен очень быстро уничтожить любую светскость (а Туркменистан считается светским государством). И тогда ему не составит труда пройти через Туркменистан и войти в Казахстан со стороны Мангыстау. Какие войска Казахстана сейчас стоят в Мангыстау? Какая у нас там группировка? Прежде, насколько я помню, в том регионе в трех местах дислоцировался "Арыстан" - наши элитные войска. Таких солдат воспитывали и растили годами. Но, по-моему, сейчас эти части там расформировали. Еще в Мангыстау есть 3-4 военных самолета, даже не эскадрилья, и полиция, внутренние войска. Способны ли они удержать вот эту огромную массу? А у ИГИЛ однозначно есть планы по захвату нефтяных месторождений Каспия. Его боевики много говорят о том, что планируют захватить всю Центральную Азию. И я не уверен в том, что Узбекистан сможет этому противостоять. Насколько мне известно, в Узбекистане достаточно много экстремистских группировок, воинствующие исламские религиозные течения уже давно пустили там корни. Сможет ли Узбекистан бороться с этим?
Иными словами, южные казахстанские границы не особо защищены. Поэтому, на мой взгляд, сейчас Казахстану необходимо укреплять свои южные рубежи. Нужно вести переговоры со странами-гегемонами, чтобы они в любой момент могли нас поддержать. На эту ситуацию следует смотреть с точки зрения политики: Узбекистан и Туркменистан не входят в какие-либо союзы. Они беззащитны. Ни ОДКБ, ни НАТО не будут их защищать, не станут бороться за эту землю, за эти страны. Поэтому большая опасность кроется в псевдоподдержке со стороны США. Вашингтон говорит: "Да, мы поддерживаем борьбу с терроризмом", и это радует. Но, с другой стороны, по меньшей мере странно бороться с этим злом подобными методами. Как у нас говорят: "Бороться с коррупцией, выделяя деньги на коррупцию". То же самое и здесь. Если марионеточные страны финансируют этот ИГИЛ и при этом их главные кураторы заявляют: "Мы защитим вас", это пугает.
Терроризм становится весьма выгодным товаром. Во-первых, идея терроризма легко превращается в кнут, которым можно напугать любого. Посмотрите, как у нас всех запугали. Везде ставят охрану, покупают турникеты, металлоискатели и прочее, увеличивается число охранных фирм. Все это стоит немалых денег, получается, что индустрия терроризма наращивает обороты. А народ все равно боится. Терроризм - страшная вещь, ее придумали не в пустыне, не в кишлаке. Она родилась в недрах мощных аналитических структур. И все эти "Шарли Эбдо" и падающие башни-близнецы - это все, может быть, неконтролируемые отголоски того, что придумали. "Талибан" же сначала был придуман, а затем с ним боролись. "Аль-Каида" тоже была придумана, и с ней тоже вступили в борьбу. С ИГИЛ повторяется та же ситуация. Сейчас с ним борются. Но кто финансировал его рождение, откуда это все взялось, где корни этого зла? Вместо того, чтобы создавать гидру, наверное, сначала нужно изобрести противоядие, научиться бороться с ней. Сколько американских солдат погибло в Афганистане? Сколько семей получили "груз 200"? Сколько в Иране погибло людей? Сколько мирных жителей Европы стали жертвами взрывов? Это все отголоски, потому что сам ИГИЛ не может все контролировать. Недавно видел фото, на котором его глава ручкается с Маккейном. Говорят, что в некоторых странах появились офисы ИГИЛ. И это не может не тревожить.
ИГИЛ - опасная организация, и вести себя с ней надо очень аккуратно. Если завтра она построит какое-то государство, как мы будем с ним работать? Что это будет за государство? Поживем - увидим. Поэтому хочу повторить, что нам в Казахстане нужна стабильность. Ее могут обеспечить только сплоченность народа и президент страны Нурсултан Назарбаев как гарант суверенитета Казахстана.
Общественный деятель, президент ОО «Казахстанский Альянс блогеров» Галым Байтук специально для Today.kz.