В среду в порт Астрахани с неофициальным визитом зашли три корабля ВМС Ирана, сообщило российское министерство обороны на официальной странице в "Фейсбуке". Предыдущий такой заход состоялся в 2013 году.
"В Каспийском море эсминец "Дамаванд" и два ракетных катера "Пейкан" и "Джушан" встретил малый артиллерийский корабль "Махачкала" Каспийской флотилии. В его сопровождении иранские военные корабли прошли по Волге и пришвартовались к пристани на набережной Астрахани", - говорится в сообщении министерства обороны, выпущенном в среду. Программа визита предполагает встречу моряков с правительством области, товарищеские матчи по футболу и волейболу и осмотр российских кораблей.
Головной корабль "Дамаванд" водоизмещением 1420 тонн и скоростью хода около 30 узлов считается эсминцем по иранской классификации, по западной же он относится к классу корветов.
Корабль оборудован вертолетной площадкой, имеет на вооружении противокорабельные и противовоздушные ракеты, торпеды и тяжелую артиллерию.
Ракетные катера "Пейкан" и "Джушан" водоизмещением 275 тонн относятся к классу быстроходных кораблей, их скорость превышает 45 узлов, их основное вооружение составляют крылатые противокорабельные ракеты средней дальности.
Возрождение прежнего статуса?
Вопрос о статусе и разграничении Каспия остается нерешённым с момента распада СССР - последний раз стороны пытались договориться на высшем уровне осенью 2014 года, но решение так и не было принято.
Существуют и серьёзные разногласия по поводу военного присутствия в каспийской акватории, которую одни страны считают морем, другие - озером. Так, глава Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, что "присутствие военных сил и военная деятельность на Каспийском море должны осуществляться на основе принципов обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств".
Как отмечает эксперт по политическим проблемам Средней и Центральной Азии, обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов, неофициальный визит иранских кораблей в российский порт можно расценивать как новый этап в правовом процессе разделения Каспийского моря между Ираном, Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном.
"Это можно расценивать как возрождение некогда бывшего состояния Каспийского моря как внутреннего советско-иранского моря", - говорит Дубнов.
По его мнению, к этому привела неспособность сторон прийти к консенсусу по демилитаризации каспийского региона в сочетании с военной активностью России и снятием с Ирана международных санкций.
Как отмечает эксперт, переломным моментом стал запуск Каспийской флотилией России ракет по Сирии 7 октября. После этого демилитаризация Каспия, в начале двухтысячных годов бывшая одной из основных задач в рамках процесса по разделу моря, стала задачей невыполнимой.
"В начале нулевых четыре страны - Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан - готовили предложения о демилитаризации, и только Россия возражала, говоря, что разоружаться на Каспии ещё рано в свете возможных террористических атак", - напомнил Дубнов.
В этих условиях астраханский визит ВМС Ирана можно расценивать как знак претензий страны на неразделенные районы моря, говорит Дубнов. По его словам, в ближайшее время можно ожидать роста военного присутствия всех прикаспийских государств в море.
"Пуски 7 октября очень сильно сейчас усилят военную активность на Каспии со стороны всех стран, поскольку их это беспокоит, очевидно", - резюмировал эксперт.