Еще недавно страны стеснялись признавать наличии контактов с "Талибаном". Сейчас за них идет конкуренция, говорят эксперты. В ней участвуют и Москва, и государства Цен тральной Азии.
Сообщение американской газеты Daily Beast, нап исашей, что движение "Талибан", со слов его представителя, устанавливает контакты с соседними странами и с Россией, вызвало б ыструю реакцию в Москве - в тот же день, 26 о ктября, спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов подтвердил РИА "Новости", что Москва имеет канал связ и с талибами. Страны Центральной Азии, рас положенные по соседству с Афганистаном, п ока не спешат вслед за Россией говорить о наличии связей с "Талибаном".
Первые встречи
Впрочем, по словам сотрудника Центра изуч ения современного Афганистана (ЦИСА) Андр ея Серенко, канал связи с талибами Москва наладила отнюдь не вчера. "По некоторым пр изнакам, контакты начались примерно тогд а же, когда их установили США и ряд европе йских государств. Первые контакты между Ф РГ и талибами на территории Германии, а та кже в Дубае, имели место в 2010 году, и именн о немецкие дипломаты стали посредниками на первых переговорах между "Талибаном" и США", - напоминает эксперт.
Напомним, что, по данным издания Der Spiegel, пе рвый контакт с высокопоставленными предс тавителями движения установила немецкая разведка BND в конце 2009 года, а затем его ра звили и успешно посредничали между талиб ами и США немецкие дипломаты Бернд Мютцел ьбург (Bernd M?tzelburg) и Михаэль Штайнер (Michael Steiner). Их работа, по данным Der Spiegel, привела к встрече представителей талибов и США в Мюнхене в ноябре 2010 года.
"Насколько мне известно, первые встречи р оссиян с "Талибаном" приходятся также на 2010 год. Они были с так называемыми умеренн ыми талибами, которые легально проживали в Кабуле, и выстраивались по линии и МИДа, и ФСКН. Сегодня основные нити этой полити ческой игры держит в руках МИД РФ", - расск азывает Серенко в интервью DW.
В свою очередь немецкий эксперт по Афгани стану Гюнтер Кнабе (G?nter Knabe) напоминает, ч то "полутайная дипломатия" между "Талибан ом" и странами, его официально не признающ ими (в том числе и Германией), имеет давнюю традицию. С 1996 года, когда "Талибан"фактич ески взял власть в Афганистане, это движе ние прилагало усилия по открытию в ФРГ св оего рода представительства.
Делегация талибов
"И во Франкфурте талибам удалось открыть бюро, которое условно можно было назвать " посольством Талибана в Германии", хотя пр авительство талибов никогда не было офиц иально признано Берлином. Однако немецки е ведомства мирились с существованием та кого бюро", - вспоминает Гюнтер Кнабе. И ук азывает на любопытную деталь.
"В то время мне, тогда руководителю отдела Азии и программ на дари и пушту на DW, довел ось однажды принимать официальную делега цию "Талибана" из этого франкфуртского бю ро. Тогда в редакцию DW в Кельне пришли три вежливых талиба, в тюрбанах, в национальн ых одеждах. В ходе часового разговора выя снилось, что "Талибан" заинтересован в пре дставлении в нашем эфире его взгляда на с обытия . Но тот визит остался единственны м", - отмечает бывший руководитель отдела Азии DW.
По его мнению, стараться установить и под держивать контакты с "Талибаном" нужно вс ем странам, на которые влияет ситуация в А фганистане. Отсутствие таких контактов м ожет лишить внешних игроков возможностей разрешить ту или иную проблемную ситуаци ю. Но немецкий эксперт смотрит скептическ и на надежду посредством такой дипломати и повлиять на талибов. "По стратегическим, по военным вопросам "Талибан" сегодня, пос ле вывода с Гиндукуша основных частей ISAF, не видит необходимости идти на большие ус тупки. Но именно поэтому сейчас многие ст раны, озабоченные усилением движения в Аф ганистане, спешат установить с ним каналы связи и рассчитывают через них возыметь н а него влияние", - объяснил Гюнтер Кнабе в интервью DW.
По его выражению, это делают США, очень ак куратно и тихо - ФРГ, а тперь данную тенден цию подтверждает Россия: "Насколько я зна ю, сейчас крайне заинтересованы в получен ии как можно большей информации о "Талиба не" все республики Центральной Азии. В как ом-то смысле можно говорить о здоровой ко нкуренции за контакты с талибами".
От Катара до Бишкека
Единственная страна, где талибы имеют офи циальное представительство, - Катар, но в Турции, Иране и Пакистане действуют их не официальные представительства, добавляе т Андрей Серенко. По его выражению, за пос ледние полтора года "китайские товарищи" встречались с высокопоставленными талиб ами в Пакистане, и сами талибы несколько р аз приезжали в Китай.
"По моим данным, все последние пятнадцать лет не прекращались контакты талибов со с пецслужбами Туркмении, и де-факто в Ашхаб аде есть неофициальный "контактный пункт ". Вторая страна, которая успешно развивае т такое взаимодействие, - это Киргизия. Ис точники ЦИСА утверждают, что в Бишкеке то же работает "контактный пункт", то есть пр исутствует человек, действующий на посто янной основе, через которого можно выйти на влиятельных талибов", - указал эксперт ЦИСА.
При этом он добавил, что ему неизвестно о существовании в рамках ОДКБ некой структ уры, которая бы координировала действия Р оссии и республик Центральной Азии по кон тактам с талибами. Хотя именно ОДКБ призв ана заниматься выработкой единой стратег ией борьбы с угрозами, исходящими из Афга нистана. "Более того, вряд ли эти страны (ч лены ОДКБ. - Ред.) в полной мере раскрывают свои возможности друг перед другом. На сл учай форс-мажора эти страны выстраивают о тношения с Пакистаном и Ираном, которые и меют на сегодняшний день очень большое вл ияние на талибов", - подвел итог Андрей Сер енко.
Автор Виталий Волков