CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

66.78.17.158

Небольшой выигрыш для большой нефти

11 января 2002

выигрыш для большой нефти

Фар Истерн Экономик Ревью

Когда бывший нефтепромышленник Джордж Буш направил вооруженные силы США воевать в Персидский залив, многие наблюдатели говорили, что главным интересом США в защите Кувейта является кувейтская нефть. Точно также, когда Соединенные Штаты вели войну в Афганистане, некоторые скептики рассуждали о том, что одной из причин, почему президент Буш так стремился разделаться с Талибаном и Аль-Каидой, явилось желание расчистить дорогу для американского нефтепровода. Представилась "золотая возможность расширить американское геополитическое влияние на Южную и Центральную Азию - арену каспийского нефтяного бума", - писала газета Pakistan's Dawn.

В свете атак, совершенных на Соединенные Штаты 11 сентября, настойчивые уверения Буша, что единственным его мотивом является стремление искоренить терроризм, звучали довольно убедительно. Тем не менее, после поражения Талибана вновь зазвучали предположения о потенциальной привлекательности Афганистана как экспортного маршрута для каспийских нефти и газа. Но каковы бы ни были надежды, возлагаемые нефтяными компаниями на Афганистан, в ближайшем будущем они мало что смогут извлечь из победы американцев.

Несмотря на то, что у Афганистана нет своей нефти, он расположен к югу от трех центрально-азиатских государств, где активно работают западные нефтяные компании. В середине девяностых годов две нефтяные фирмы - американская Unocal и аргентинская Bridas, вели переговоры с Талибаном о строительстве по территории Афганистана трубопровода для транспортировки газа из богатого эти природным ресурсом Туркменистана в Пакистан - и, возможно, в Индию. К 1998 г. эти планы были расстроены.

Несмотря на установление в Кабуле более дружественного по отношению к бизнесу временного правительства, специалисты считают, что нефтяные компании в ближайшее время вряд ли смогут снять с полки свои старые предложения. Для начала мировые цены на нефть и газ сейчас недостаточно высоки, чтобы привлечь инвесторов, а восстановление Афганистана является вопросом отдаленного будущего. Кроме того, богатые природными ресурсами страны Центральной Азии разрабатывают альтернативные маршруты транспортировки своих нефти и газа на мировые рынки, а Пакистан нашел альтернативные источники энергии.

Unocal отказалась от своего проекта в 1998 г. после того, как ее переговоры с Талибаном зашли в тупик, и расстроились отношения с Туркменистаном. "Мы пошли дальше, - говорит официальный представитель компании Барри Лейн, - Мы располагали большим количеством других возможностей".

По словам Лейна, изначально интерес американского нефтяного гиганта к этому трубопроводу объяснялся целью, которая стояла перед компанией - поставка газа на потенциально обширные рынки Пакистана и Индии по мере развития этих стран. "За прошедшие годы Пакистан разработал собственные ресурсы для удовлетворения внутренних потребностей в газе", - говорит Лейн.

Кроме того, Центральная Азия нашла альтернативные экспортные маршруты. Как отмечает Лорен Русекас в недавно вышедшем отчете Cambridge Energy Research Associates, в середине девяностых, когда задумывался проект Афганского трубопровода, у Туркменистана не было другого пути для экспорта своих запасов газа, составляющих приблизительно 80 млрд. кубометров, из-за царившего тогда в России политического и экономического хаоса. Однако за последние два года потребление газа в России начало расти, тогда как добыча в Сибири сократилась, что заставило Москву обратиться к импорту туркменского газа, отмечает Русекас.

Проект нефтепровода из Казахстана наложился на более ранние предложения о строительстве газопровода через Афганистан в попытке поставлять нефть из Центральной Азии через Пакистан в порт Гвадар в Индийском океане. В середине девяностых Казахстан не располагал экспортным маршрутом, но с 1999 года Россия включила своего центрально-азиатского соседа в систему "Транснефти", позволив Казахстану экспортировать до 300000 баррелей в день, отмечает Русекас. Он считает, что строительство нового трубопровода КТК, соединившего Казахстан с новым российским портом на Черном море, означает, что этой центрально-азиатской стране не будет нужен другой экспортный канал по крайней мере до 2005, когда возглавляемый компанией Agip консорциум не начнет добычу в гигантском месторождении Кашаган.

Энтузиазму в отношении афганского нефтепровода стоимостью 1 млрд. долларов и более не способствуют также и низкие мировые цены на нефть, которые в прошлом году упали более чем на двадцать процентов и составили почти 18 долларов за баррель. "Если возникнет нехватка нефти и будут держаться высокие цены на нефть, любой из этих проектов может снова начать обсуждаться", - считает Фредерик Старр из Школы мировых исследований Университета Джона Хопкинса в Вашингтоне.

Политическая нестабильность Афганистана и его разрушенная инфраструктура еще более отпугивают инвесторов. "Люди будут с пессимизмом смотреть на большие проекты, проходящие по территории Афганистана, пока в этой стране не установится стабильное правительство", - подчеркивает Марта Брилл Олкотт, эксперт по Центральной Азии Фонда Карнеги.

Аналитики этого сектора говорят, что трубопровод по территории Афганистана будет экономически выгоден только в том случае, если газ будет экспортироваться на растущий индийский рынок. Однако эскалация напряженности между Индией и Пакистаном после нападения на индийский парламент 13 декабря делает маловероятной возможность того, что Индия поставит свою экономику в зависимость от источника энергии, который Исламабад сможет с легкостью перекрыть. Вместо этого Индия и Иран начали переговоры о строительстве глубоководного трубопровода в Персидском заливе в обход Пакистана.

В девяностых годах правительство США поддерживало идею афганского трубопровода как альтернативу транспортировке каспийской нефти через Иран к Заливу. Несмотря на то, что после 11 сентября контакты между американскими и иранскими чиновниками активизировались, Вашингтон по-прежнему отметает призывы о строительстве трубопровода через Иран. Но если отношения между США и Ираном потеплеют до того, что Вашингтон откажется от своего противодействия транзитному маршруту через Иран, афганским проектом, скорее всего, пожертвуют в первую очередь, считают аналитики.

В конце декабря норвежский нефтегазовый журнал сообщил о том, что российский Газпром пытается реанимировать планы по строительству газопровода через Афганистан и Пакистан в Индию. "Проблема в том, что у Газпрома нет таких денег", - говорит Джулия Нэнай из Petroleum Finance Company, энергетической консалтинговой группы. "Им нужны партнеры с толстыми кошельками".

Американские чиновники по-прежнему полагают, что в конечном итоге проект строительства трубопровода по территории Афганистана не лишен смысла. "Этот трубопровод - один из тех вещей, которые могут быть реализованы в будущем, - убеждает чиновник Госдепартамента, по оценкам которого Афганистан мог бы ежегодно зарабатывать от 100 до 150 миллионов долларов на стоимости транзита. "Кое-что может произойти в ближайшие 10-15 лет ... когда в Афганистане установится стабильное правительство, деловой климат в Индии станет более благоприятным, а отношения Индии с Пакистаном - более устойчивыми".

Мюррей Хеберт, Вашингтон Фар Истерн Экономик Ревью 11 Jan 2002

66.78.17.158

Предыдущая статьяРазвязка "каспийского узла" близка?
Следующая статьяТелевидение массового поражения