- ДРУГ США, НО НЕ ВРАГ РОССИИ Подобная внешняя политика в наибольшей степени отвечает национальным интересам страны
Р.ГАБИБОГЛУ, М.ЯШАРОГЛУ
Соглашение о двустороннем военном сотрудничестве между Россией и Турцией подписали в Анкаре начальники генеральных штабов двух государств Анатолий Квашнин и Гусейн Кыврыкоглу. Соглашение направлено на повышение уровня доверия между военными ведомствами двух стран и расширение связей между ними. В Москве и Анкаре выражают надежду, что оно послужит укреплению мира и стабильности. На церемонии подписания соглашения главнокомандуюший генштаба Турции Г.Кыврыкоглу заявил, что данный документ создает юридическую базу для сотрудничества между вооруженными силами двух дружественных стран. Кыврыкоглу также выразил надежду, что подписанное соглашение послужит сближению двух государств. И этим внесет свою лепту в мирный процесс.
"Соглашение между вооруженными силами Турции и России поможет найти сферы для сотрудничества на Черном море, и это может стать примером для других стран региона", - отметил он. В свою очередь, Анатолий Квашнин подчеркнул, что полностью разделяет мнение своего коллеги. "Мы живем в одном географическом регионе, и поэтому наши проблемы схожи. Наше соглашение касается не только сотрудничества в техническом плане, но и обмена и повышения квалификации военных кадров", - заключил он.
Отметим, что генерал Анатолий Квашнин находится с трехдневным рабочим визитом в Турции по приглашению турецкого коллеги. В ходе визита начальник российского генштаба посетил авиабазу, бронетанковое училище турецкой армии, штаб Первой полевой армии вооруженных сил Турции в Стамбуле. Сегодня Квашнин побывает еще на одном военном объекте в городе на берегах Босфора, откуда вылетит в Анкару. В тот же день он возвратится на родину.
Как ни странно, и российские, и турецкие СМИ очень скупо освещают визит Квашнина в Турцию. Наши попытки получить комментарии по поводу подписанного соглашения как в российским посольстве в Анкаре, так и у турецкой стороны не дали никаких результатов. Примечательным является тот факт, что поездка Квашнина в Анкару совпала по времени с официальным визитом премьер-министра Турции Бюлента Эджевита в США. Несмотря на молчание дипломатических источников, можно предположить, что и в переговорах Буш-Эджевит, и в беседах Квашнин-Кыврыгоглу обсуждались почти одни и те же проблемы: развитие и последствия для региона антитеррористической операции, проводимой США в Афганистане, активизация Турции на Кавказе, что не может оставить равнодушным Москву.
Не случайно, что буквально накануне, комментируя сообщения ряда СМИ Азербайджана о том, что Евросоюз якобы принял решение о передаче Кавказского региона в сферу влияния Турции, посол этой страны в Азербайджане Унал Чевикез заявил "Туран" о том, что это не соответствует действительности. Он также опроверг информацию о том, что турецкие военные составят костяк 100-тысячной армии стран Евросоюза, и Анкара будет иметь право решающего слова при использовании этих сил в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе. Безусловно, заверения подобного рода от Кыврыкоглу получил во время переговоров и Квашнин.
Касаясь начавшегося 14 января официального визита премьер-министра Турции Бюлента Эджевита в США, посол сказал, что в ходе переговоров в Вашингтоне будут обсуждаться двусторонние и региональные проблемы. Дипломат не исключил обсуждение и карабахской проблемы.
Необходимо отметить, что визит премьер-министра Турции в США не оказался таким триумфальным, как того ожидали многие в Анкаре. Накануне визита госдеп выступил с заявлением о том, что у сторон различные подходы к политике в отношении Ирака, что позиция США по урегулированию кипрской проблемы не совсем совпадает с турецкой, и что ожидания Анкары о долларовом "дожде" из-за океана не совсем оправданы.
Из всех этих проблем самым важным для Турции является, безусловно, будущее Ирака. Известно, что Анкара выступает против интервенции в отношении этой страны, опасаясь, что это приведет к созданию на севере Ирака курдского государства, что, в свою очередь, спровоцирует усиление сепаратистских тенденций в самой Турции. Хотя в заявлении госдепа и говорится о том, что обе стороны выступают за решение иракской проблемы в рамках соблюдения территориальной целостности этой страны, но в Анкаре хорошо помнят о том, что именно США для борьбы с режимом Саддама Хусейна разработали план создания курдского государства на севере Ирака. Тут следует учитывать, что даже создание автономного государственного образования на севере Ирака противоречит интересам Анкары.
Именно эта проблема была темой вчерашней пресс-конференции в Москве члена совета Курдской рабочей партии (PKK), представителя Демократического движения курдского народа в России и странах СНГ Догана Загроса. Он заявил: "Мы поддержим военное вторжение США против Саддама Хусейна только в том случае, если такая акция приведет к созданию на территории Ирака государственного образования курдов".
Доган Загрос подчеркнул, что в настоящее время PKK координирует свои действия с действующими на территории Ирака политическими движениями курдов: Демократической партией Курдистана и Патриотическим союзом Курдистана. По его словам, цель такого сотрудничества - выработка общей стратегии курдских движений по созданию государственного образования курдов. В связи с этим Загрос отметил, что правительство Турции активно выступает против вторжения США в Ирак именно потому, что это может привести к возникновению курдского государства на севере Ирака.
Несмотря на то, что Советский Союз, а потом и Россия всегда поддерживали курдский сепаратизм в Турции, в отношении Ирака Москва и Анкара являются естественными союзниками. Москва выступает как против интервенции в отношении Ирака, так и против расчленения этой страны. Поэтому вполне возможно, что именно взамен на отказ поддержки со стороны России курдских сепаратистов Анкара обязалась не оказывать помощи правительству Масхадова в Чечне.
Открытое противостояние с Россией не отвечает интересам Турции и с экономической точки зрения. Процесс интеграции Турции в Евросоюз затягивается. А Россия и другие страны СНГ являются хорошим рынком для турецких потребительских товаров. Кроме того, необходимо учесть, что Турция имела три канала поступлений в страну энергоносителей: Ирак, Иран и Россия. После санкций ООН в отношении Ирака один из этих каналов был перекрыт. И никто не стал компенсировать Турции огромные потери. Во взаимоотношениях с Ираном то и дело возникают серьезные проблемы. Поэтому Турция кровно заинтересована как в быстрейшей реализации проекта "Голубой поток", так и в строительстве трубопровода Баку-Джейхан. А Россия может вообще отказаться от первого проекта и серьезно помешать реализации второго.
Поэтому, несмотря на то, что Турция является самым надежным и близким союзником США в регионе, официальная Анкара пытается проводить ровную и сбалансированную политику в отношении России. Кроме того, подобная политика помогает Анкаре заставить своих союзников как в Западной Европе, так и за океаном более серьезно относиться к национальным интересам Турции, учитывать их во время решения тех или иных региональных и глобальных проблем...