January 2002
Конгрессмены США провели пресс-брифинг в Узбекистане (Делегация поблагодарила узбекскую сторону за поддержку и оценила перспективы дальнейшей помощи Узбекистану)
Шесть американских конгрессменов посетили Узбекистан 12-13 января для того, чтобы выразить признательность правительству и народу этой страны за поддержку в борьбе с терроризмом.
Выступая на состоявшейся 12 января в Ташкенте пресс- конференции, руководитель делегации, член Палаты представителей Конгресса США Джим Колби заявил, что еще одна цель визита состоит в том, чтобы проанализировать программы экономической помощи со стороны США и пути "повышения их эффективности с точки зрения развития таких стран, как Узбекистан".
Четверо конгрессменов в составе делегации являются членами подкомитета по зарубежной деятельности, который осуществляет надзор за экономической помощью США другим странам; пятеро из них являются членами Комитета по ассигнованиям.
Колби (республиканец, штат Аризона) сообщил журналистам о том, что в ходе встречи с делегацией Президент Узбекистана Ислам Каримов высказал свою точку зрения на состояние и перспективы развития региона и на войну с терроризмом. "Мы говорили с ним о необходимости экономической помощи, а также о том, какой объем помощи может быть предусмотрен будущими законопроектами об ассигнованиях".
С момента совершения террористических актов в Соединенных Штатах 11 сентября около 100 млн. долларов из 40 млрд. долларов, специально выделенных Конгрессом на помощь другим странам, направляются на поддержку конкретных программ в Узбекистане, заявил Колби, однако "финансирование программ экономической помощи таким странам как Узбекистан будет в значительной мере зависеть от темпов проводимых ими экономических реформ ... если будут созданы экономические условия, способствующие проведению такого рода программ, то в этом случае появится возможность дополнительного финансирования".
Отвечая на вопрос о высыхании Аральского моря, Колби заявил, что речь идет о "глобальной экологической катастрофе, которая является самым или одним из самых масштабных бедствий такого рода, происходящих сегодня в мире". Он сказал, что решение этой проблемы "связано не столько с техническими, сколько с политическими трудностями", и хотя такой проект является весьма дорогостоящим, "на мой взгляд, мировое сообщество должно взять на себя эти расходы".
Демократ от штата Нью-Йорк Морис Хинчи заявил о "возрождении интереса" в Соединенных Штатах к Центральной Азии в результате терактов 11 сентября. "Мы надеемся на то, что сможем укрепить наши отношения и встать на путь взаимодействия в решении общих задач борьбы с угрозой терроризма и при этом внесем вклад в дело мира во всем мире", - заявил он.
Член Палаты представителей Джек Кингстон (республиканец, штат Джорджия) заявил, что в ходе посещения региона делегация проявляет особый интерес к неправительственным организациям (НПО), которые могли бы оказать наиболее эффективную помощь в реконструкции Афганистана.
Ниже приводится текст этой пресс-конференции:
Состав делегации: член Палаты представителей Джек Кингстон (республиканец, штат Джорджия), член Палаты представителей Роджер Уикер (республиканец, штат Миссисипи), член Палаты представителей Морис Хинчи (демократ, штат Нью-Йорк), член Палаты представителей Джон Сунуну (республиканец, штат Нью-Гэмпшир), член Палаты представителей Эрл Помрой (демократ, штат Северная Дакота).
КОНГРЕССМЕН КОЛБИ: Добрый день. Я очень признателен вам за то, что вы пришли сегодня на встречу с делегацией нашего Конгресса, за возможность встретиться с вами и ответить на ваши вопросы.
Я - конгрессмен Джим Колби, член Палаты представителей Конгресса Соединенных Штатов. Сегодня вместе со мной здесь находятся еще несколько конгрессменов. Слева от меня находится Морис Хинчи, представляющий штат Нью-Йорк; он также входит в состав Комитета по ассигнованиям. Дальше от него располагается Джек Кингтон, республиканец, представляющий штат Джорджия, и являющийся членом подкомитета по зарубежной деятельности. И наконец последним слева сидит Джон Сунуну, еще один член подкомитета по ассигнованиям в составе Комитета по зарубежной деятельности, представляющий штат Нью- Xэмпшир. Справа от меня располагается Эрл Помрой, являющийся единственным членом нашей делегации, не входящим в состав Комитета по ассигнованиям. Он член Бюджетного комитета, который занимается законодательством о налогах, и представляет штат Северная Дакота. (Конгрессмен Уикер присоединился к участникам пресс-конференции через некоторое время.)
Наш визит в Узбекистан носит непродолжительный характер, но мы придаем ему большое значение. Мы прибыли сюда для того, чтобы выразить нашу признательность правительству и народу Узбекистана за ту поддержку, которую они оказывают нам в борьбе с терроризмом. В отсутствие поддержки со стороны Узбекистана и других соседних с Афганистаном стран, мы бы не смогли вести эту войну так успешно, как мы ведем ее сегодня.
Мы хорошо понимаем, что война с терроризмом затрагивает все страны мира, однако ваш Президент и ваше правительство демонстрируют безусловное понимание того, что эта война является и вашей войной. Подкомитет, в составе которого работают четыре участника нашей делегации, и председателем которого я являюсь, отвечает за финансирование всей экономической и другой помощи, оказываемой Соединенными Штатами зарубежным странам.
Поэтому еще одна цель нашего визита состоит в том, чтобы проанализировать программы экономической помощи и изучить пути повышения их эффективности с точки зрения развития таких стран, как Узбекистан. Сегодня днем у меня состоялась очень плодотворная встреча с Президентом, а другие участники нашей делегации ознакомились с тем, как проводится ряд программ в Ташкенте. Мне бы не хотелось занимать ваше время долгими комментариями, поэтому мы бы хотели непосредственно перейти к ответам на ваши вопросы.
ВОПРОС РОССИЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА ИТАР-ТАСС: Мой вопрос к руководителю делегации, конгрессмену Колби. Это уже вторая делегация американских законодателей, которая посещает Узбекистан за последние две недели. Неделю тому назад мы принимали здесь делегацию Сената США. Не могли бы вы сказать, будут ли столь частные контакты между представителями Америки и Узбекистана носить долгосрочный характер или это временное явление?
И второе: сегодня вы встречались с руководителем Узбекистана Президентом Каримовым. Совпал ли имидж Президента, который был у вас до встречи с ним, с тем, что вы увидели в ходе личной встречи? Что больше всего поразило и заинтересовало вас в нем как в человеке, и в чем состояла суть проведенных сегодня переговоров?
КОНГРЕССМЕН КОЛБИ: Отвечая на первый вопрос о том, будут ли наши визиты такими частыми и дальше... Хочу сказать, что это будет в определенной степени зависеть от развития отношений между нашими странами. Пока в Афганистане продолжается конфликт, в котором участвуют американские вооруженные силы, представители исполнительной власти и члены Конгресса будут часто бывать в этом регионе и в этой стране.
Хотелось бы надеяться на то, что практика таких визитов приобретет долговременный характер по мере того, как наши отношения будут становиться все более тесными. Я думаю, что так и будет. Между тем, это в значительной степени будет зависеть от глубины экономических реформ, проводящихся в этой стране, и от того, насколько эти реформы могут стимулировать приезд сюда деловых людей и тех, кто желал бы инвестировать свои капиталы в этот регион. А пока я надеюсь на то, что нам удастся расширить обмены учащимися, журналистами и другие обмены. Для нас, в Соединенных Штатах, конечно, очень важно приобрести более глубокое понимание того, что происходит в Узбекистане и в регионе в целом.
Ваш второй вопрос немного труден для меня - ведь если я скажу, что мои впечатления о Президенте не совпали с ожидаемыми, то это будет воспринято так, как будто я увидел в нем что-то необычное, а если я скажу, что они совпали, то выйдет, что в нем нет ничего особенного. Но я все-таки скажу, что то впечатление, которое осталось у меня после моего визита, полностью соответствует тому, что я знал о Президенте Каримове еще до встречи с ним. Он очень хорошо знает историю, геополитиу и стратегию своего региона, и я считаю, что он разделяет нашу тревогу по поводу угрозы терроризму.
ВОПРОС ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЙ ГАЗЕТЫ: Первый вопрос. Каковы перспективы формирования фонда в поддержку Афганистана? И второй вопрос: в последние годы Президент Ислам Каримов предупреждал различные организации высокого уровня об угрозе терроризма. Но к его предупреждениям мало кто прислушивался. И вот после трагических событий 11 сентября весь мир стал обращать внимание на эти проблемы. Есть и другая проблема, которую в свое время поднимал Президент Каримов - это проблема Аральского моря. Она тоже имеет общемировые последствия. Какова позиция Соединенных Штатов по этой проблеме?
КОНГРЕССМЕН КОЛБИ: Спасибо. Я попрошу кого-нибудь из моих коллег ответить на эти два вопроса. По крайней мере, один из них выскажется по этому вопросу, поэтому мой ответ будет очень коротким. Одна из основных целей нынешнего визита состоит в том, чтобы понять характер и масштабы потребностей Афганистана в реконструкции и развитии. Мы надеемся на встречу с руководством временного правительства этой страны, а также с представителями Всемирного банка и неправительственных организаций. Они участвуют в работе по оценке потребностей в вопросах реконструкции.
Как вам известно, в конце текущего месяца в Токио состоится встреча, в ходе которой страны-доноры определят масштабы поддержки, которую они будут готовы оказать в рамках программы реконструкции. Таким образом, отвечая коротко, скажу: да, я считаю, что будет сформирован специальный фонд для реконструкции и развития Афганистана.
Что же касается Аральского моря, то, без сомнения, речь идет не о национальной и даже не о региональной, а о глобальной экологической катастрофе. Наверное, это самое или одно из самых масштабных экологических бедствий, происходящих сегодня в мире. Мы должны найти способ остановить процесс высыхания Аральского моря и обеспечить подачу туда дополнительных объемов воды. Это связано не столько с техническими, сколько с политическими трудностями, и хотя такой проект является весьма дорогостоящим, на мой взгляд, мировое сообщество должно взять на себя такие расходы.
КОНГРЕССМЕН ХИНЧИ: Мне бы хотелось сказать несколько слов и по предыдущему вопросу. За исключением нашего председателя, все остальные участники нашей делегации впервые в Узбекистане. Всем понятно, что террористические акты, совершенные против нашей страны 11 сентября прошлого года, возродили интерес к этому району мира. Я считаю, что возрождение такого интереса является весьма своевременным.
Сегодня пятеро участников нашей делегации завтракали вместе со студентами - молодыми людьми из Ташкента, которые учились в Соединенных Штатах и теперь вернулись на родину. Встреча с ними послужила нам напоминанием о том, что между нашими странами существуют уже довольно давние связи. Мы надеемся на то, что сможем укрепить наши отношения и встать на путь взаимодействия в решении общих задач борьбы с угрозой терроризма и при этом внесем вклад в дело мира во всем мире.
КОНГРЕССМЕН КИНГСТОН: Мне бы хотелось ответить на первый вопрос, который касается обязательств в деле восстановления и стабилизации Афганистана. Хочу повторить то, что сказал председатель о деятельности нашего комитета и правительства Соединенных Штатов, а также отметить, что мы находимся здесь для того, чтобы удостовериться в том, как идет этот процесс.
Наш комитет, который обеспечивает финансирование значительной части общего объема помощи американского правительства зарубежным странам, взаимодействует с неправительственными организациями во всем мире. Комитет заинтересован в том, чтобы определить именно те НПО, которые способны лучше других справиться с задачами реконструкции в Афганистане. Поскольку в Афганистане нет сильного центрального правительства, то оптимальным вариантом является финансирование местных общин, взаимодействующих с НПО и другими гуманитарными организациями. Именно поэтому мы и хотим выяснить, какие проекты являются наиболее эффективными, в том числе и с точки зрения стабилизации обстановки в этом регионе. Это одна из целей нашей поездки.
ВОПРОС РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ "КОММЕРСАНТ": Вопрос г-ну Джиму Колби. Говорят, что Джим Колби заведует всеми деньгами Конгресса. Именно поэтому я бы хотел получить от вас некоторую статистическую информацию. Вы говорили здесь, в частности, о помощи США Узбекистану. Каков сегодня объем этой помощи? Какая доля выделяемых средств используется действительно эффективно? И, наконец, каким может стать объем помощи в будущем, когда между Узбекистаном и Соединенными Штатами возникнут более тесные союзнические отношения? И по просьбе моих коллег я хотел бы спросить у вас, о чем вы говорили с Президентом Узбекистана?
КОНГРЕССМЕН КОЛБИ: Наверное, было бы небольшим преувеличением говорить, что именно мы заведуем всеми деньгами Конгресса, но, по крайней мере, когда речь идет о выделении средств на поддержку американской внешней политики в форме экономической помощи и других программ, то, действительно, четверо участников делегации, присутствующие здесь, входят в состав подкомитета, а пятеро - в состав Комитета по ассигнованиям.
Помощь, которая сегодня оказывается Узбекистану, предоставляется в виде денежных средств, выделяемых на подготовку военнослужащих, обеспечение безопасности границ, использование авиабаз и других объектов на территории Узбекистана. Конгресс выделил определенную часть из 40 млрд. долларов на эти цели после событий 11 сентября. Примерно 100 млн. долларов из этих средств будут целенаправленно использованы на поддержку программ здесь, в Узбекистане. Мы, разумеется, понимаем, что это не конец, а только начало программ помощи, в которых мы будем принимать участие. Когда будет закончена военная фаза операции против терроризма в Афганистане, то, как я думаю, финансирование программ экономической помощи таким странам, как Узбекистан, будет в значительной степени зависеть от темпов экономических реформ, проводящихся в этой стране. Если будут созданы экономические условия, способствующие проведению такого рода программ, то в этом случае появится возможность дополнительного финансирования.
А пока я бы желал, чтобы мы развивали те программы, которые я упомянул выше, связанные с обменом студентами, журналистами, политическими лидерами, программы, которые способствуют укреплению власти закона в этой стране. В конечном счете, транспарентность систем, институтов в Узбекистане, имеет важнейшее значение с точки зрения дальнейшего финансирования экономической помощи.
Я должен извиниться, но, наверное, я не совсем понял предыдущий вопрос о том, в чем состояла суть нашего разговора с Президентом. Президент изложил свою точку зрения на состояние и перспективы развития региона и на войну с терроризмом. Мы говорили о необходимости экономической помощи, а также о том, какой объем помощи может быть предусмотрен готовящимися законопроектами об ассигнованиях. Я думаю, что именно в этом была суть нашего разговора.
Насколько я понимаю, нам сейчас нужно уходить, чтобы успеть на следующую встречу. Мы можем ответить еще на один вопрос.
ВОПРОС АРАБСКОГО ЖУРНАЛИСТА АХМЕДА ИЕЛСВЕДИ: Почему Соединенные Штаты, Великобритания, Турция и другие европейские страны не вводят более жесткие иммиграционные правила? Мы часто становимся свидетелями того, что после террористических актов террористы могут без труда находить убежище в любой другой стране. У них есть средства и возможности для получения паспортов и виз. Не настало ли время для пересмотра нашей иммиграционной политики с тем, чтобы террористы не могли скрываться с места преступления и подвергались бы наказанию там, где они его совершили?
КОНГРЕССМЕН КОЛБИ: Позволю заметить, что мы очень внимательно относимся к нашей иммиграционной политике и нашим законам. В Соединенных Штатах существует очень открытое общество, поэтому мы хотим иметь способы выявления террористов еще до того, как они прибывают в Соединенные Штаты. В значительной степени это связано с более высоким уровнем сотрудничества между разведслужбами, пограничными и иммиграционными службами в наших странах, которые должны обмениваться информацией.
КОНГРЕССМЕН КИНГСТОН: Теоретически мы хотели бы обеспечить максимальную безопасность, но существуют трудности политического характера, поскольку меры безопасности воспринимаются как посягательство на свободу личности. Я приведу только два примера политического характера этой проблемы. Технически можно изготовить удостоверение личности со встроенным микрочипом, которое будет совпадать с кодом вашего багажа, вашего паспорта, даже вашего билета на самолет. Таким образом можно осуществлять контроль личности любого человека по четырем параметрам. Можно устанавливать личность человека по сетчатке глаза, для чего, насколько я знаю, имеется 240 контрольных параметров. Это лучше, чем проверка по отпечаткам пальцев, для проверки которых существует 30 контрольных параметров. Между тем, с политической точки зрения такой контроль был бы весьма и весьма не популярен среди наших граждан. Вероятно, если бы мы попытались провести такие меры в жизнь, избиратели больше никогда бы за нас не проголосовали.
КОНГРЕССМЕН КОЛБИ: Большое спасибо. Извините, но мы должны покинуть вас, поскольку нам предстоит встретиться с одним из министров. Желаем вам всего хорошего.
(Распространено Офисом международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: