CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

66.162.74.13

Туркменбаши позвал американцев

12 февраля 2002

и Кабул готовы реанимировать проект строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан, заявил в Исламабаде руководитель временного правительства Афганистана Хамид Карзай после встречи со своим пакистанским коллегой Первезом Мушаррафом. Туркменский лидер Сапармурат Ниязов уже потирает руки в предчувствии момента, когда туркменский газ сможет выйти на мировой рынок в обход России.

Согласно проекту, общая протяженность газопровода составит 1,5 тыс. км, из них 764 км пройдут по территории Афганистана. Стоимость работ оценивается в 2 млрд. долларов США.

История газопровода

Кто бы ни пришел к власти в Афганистане, перед ним встанет задача восстановления разрушенной экономики. Один из способов решения этой проблемы - Центральноазиатский газопровод, идея строительства которого родилась в Ашхабаде еще в начале 90-х. Тогда обретшая независимость Туркмения заявила об амбициях стать чуть ли не «газовым Кувейтом»: объемы доказанных запасов природного газа оценивались руководством страны чуть ли не в 30% мировых запасов. По поводу цифры можно спорить, но факта наличия больших запасов газа в Туркмении никто не отрицает. Выгодно «пристроить» газ всегда мешала проблема с транспортировкой. Трубопроводы, по которым можно экспортировать газ на Запад проходят через Россию - крупнейшего экспортера газа в СНГ. Российский монополист «Газпром» не заинтересован в конкуренции, поэтому туркменский газ на западные рынки не поставляется. Тогда у Туркменбаши возникла мысль об альтернативном газопроводе - до Индийского океана, откуда туркменский газ можно было поставлять на азиатские рынки. Схему газопровода в 1 994 году разработала аргентинская компания Bridas. По трубе длиной 1300 км предполагалось прокачивать более 1 млрд. кубометров газа в день. Обсуждалась возможность ответвления газопровода на Индию - страна с населением более миллиарда человек представляет собой завидный рынок. Большой интерес к проекту проявил и Китай. Но проекту не суждено было сбыться.

Вмешалась большая политика

Президент Туркмении Сапармурат Ниязов решил, что подлинным гарантом проекта могут стать только США. Ему удалось найти американскую компанию - техасскую Unocal. Она получила 54% акций консорциума. Но в 1996 году талибы вошли в Кабул, а спустя год они уже контролировали до 90% территории страны. Участникам консорциума не удалось договориться с новым партнером, и американская компания в 1998 году вышла из проекта.

Туркменбаши рвется в бой

Провал с техасской компанией не остудил пыла Туркменбаши. «В Афганистане устанавливается мир. И мы можем провести трубу через его территорию в Пакистан», - заявил в конце прошлого года президент Туркмении. И снова в качестве основного партнера Ниязов рассматривает американцев. Вопрос трубопровода обсуждался и на встрече Ниязова с помощником госсекретаря США Элизабет Джонс, посетившей Туркмению на прошлой неделе. «Ситуация так изменилась, что, возможно, интерес американских компаний к этому проекту возродится», - отметила Джонс по завершении переговоров.

Россия может проиграть

Интерес американских компаний к этому проекту может проявиться, если Ниязов предложит им взаимовыгодные условия вхождения проект. Контролировать газовые потоки объемом в 100 млрд. куб. м в год (по оценкам Ниязова) не откажется ни одна компания. Тем более американская. Что же касается интересов России, то они прямо противоположны. Кроме ненужной «Газпрому» конкуренции на мировых рынках, которая грозит падением цен на газ, Россия может лишиться 30 млрд. куб. м туркменского газа, которые закупаются для внутреннего рынка. Закрыть его потребности собственными силами «Газпром» пока не в состоянии.

Милана Давыдова Газета 12 Feb 2002

66.162.74.13

Следующая статьяСША одобряют принятые узбекскими властями меры против злоупотреблений полиции