и Киргизия остаются военными союзниками Американское присутствие в Средней Азии этому помешать не сможет
Мехтиев Айдын 11 февраля 2002
Ход антитеррористической кампании и укрепление военно-технического сотрудничества между Москвой и Бишкеком - эти темы заняли важное место на переговорах президентов России и Киргизии в Кремле в понедельник.
Президенты России и Киргизии Владимир Путин и Аскар Акаев договорились о дальнейшем расширении военно-технического сотрудничества между двумя странами. Таков один из главных итогов переговоров двух лидеров, состоявшихся в понедельник в Кремле. Как заявил в начале встречи российский лидер, две страны "очень эффективно взаимодействуют по многим направлениям, в том числе в военно-технической области".
Как известно, Россия и Киргизия тесно сотрудничают в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ. Именно благодаря военной поддержке Москвы летом и осенью 1999-2000 годов подразделениям киргизской армии удалось отразить атаки хорошо вооруженных группировок исламских боевиков, вторгшихся на южные рубежи страны. Весной прошлого года министр обороны Киргизии Эсен Топоев заявил, что коллективные силы быстрого развертывания, входящие в ДКБ, могут быть задействованы в случае, если боевики вновь вторгнутся на территорию страны.
Эксперты отмечают, что события 11 сентября и временное размещение американских и французских военнослужащих на территории Киргизии не привели к уменьшению российского влияния в этой республике. Защита границ Киргизии от вторжения исламских фундаменталистов по-прежнему поддерживается за счет массированной военной помощи России. Не случайно в понедельник Владимир Путин и Аскар Акаев подробно обсудили тему выполнения договоренностей по оснащению пограничной службы Киргизии российской военной техникой.
В преддверии встречи в Кремле президент России, оценивая ситуацию в регионе, дал ясно понять, что Центральная Азия продолжает оставаться для Москвы сферой национальных интересов и она намерена и дальше выполнять роль главного гаранта стабильности и безопасности в этом регионе. В частности, в интервью американской газете "The Wall Street Journal", опубликованном в понедельник, Владимир Путин подчеркнул, говоря о республиках Центральной Азии: "...Давайте не будем забывать, что это самостоятельные государства, они самостоятельно определяют свою внешнюю политику. И я, и руководство военного ведомства, руководство внешнеполитического ведомства прекрасно осознаем эти реалии и строим свою политику именно из этих реалий, а не из имперских амбиций. Это совсем не значит, что у нас нет своих национальных интересов и что мы не будем настойчиво добиваться их реализации".
В свою очередь Аскар Акаев заявил, что официальный Бишкек не намерен отказываться от политики тесного сотрудничества с Москвой в сфере обороны. В минувший четверг, выступая в Дипакадемии России, он заявил: "Российская Федерация была, есть и будет верным другом и стратегическим союзником Киргизии". По его убеждению, "все спекуляции о том, что присутствие на территории Киргизии ограниченного контингента сил антитеррористической коалиции направлено на ослабление роли России, не имеют под собой никакой основы". Говоря о перспективе завершения борьбы с терроризмом, Акаев подчеркнул, что сегодня "потребуются длительные и настойчивые усилия мирового сообщества для полного искоренения международного терроризма".
Наблюдатели обращают внимание на то, что обсуждение в Кремле российско-киргизского военного сотрудничества происходило на следующий день после прибытия в Москву министра обороны Афганистана Мохаммада Фахима, который в течение недели обсудит с Москвой вопросы военно-технического сотрудничества между двумя странами. Глава оборонного ведомства Афганистана заявил, что Кабул намерен строить свою армию "по советскому образцу". Это является наглядным подтверждением того, что Россия будет играть важную роль в воссоздании вооруженных сил Афганистана и ослаблять свое влияние в регионе не собирается.