CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

navigator.kz

В Казахстане снова говорят о проблеме трансграничных с Китаем рек и надеются на помощь России

28 марта 2002

ИБЫШЕВА, Алматы

В Казахстане снова говорят о проблеме трансграничных с Китаем рек и надеются на помощь России

Информационным поводом для новых обсуждений проблемы трансграничных рек Или и Иртыш стала неожиданная пресс-конференция, проведенная в Алматы в феврале этого года народно-патриотическим движением "Азат".

По заявлению его главы, Хосена Кожа-Ахмета, "вызывает сомнение возможность решить вопросы совместного использования трансграничных рек между Казахстаном и Китаем силами казахстанской политики".

Поэтому он предлагает обратиться за помощью к Президенту России Владимиру Путину и российской Государственной Думе с призывом немедленно создать российско-китайскую комиссию по урегулированию использования вод Иртыша согласно международным законам.

Активизация общественно-политических сил в Казахстане, на взгляд политолога Андрея Чеботарева, свидетельствует о назревшей необходимости разрешения существующих проблем. Затягивание этого процесса со стороны казахстанского правительства может способствовать нарастанию общественного недовольства, возможно, социальному взрыву, прежде всего в районах, хозяйство и экономика которых основываются на использовании вод трансграничных рек, среди которых выделяются такие, как Или и Иртыш.

Игорь Северский, директор института географии АН Казахстана, считает, что, в случае осуществления КНР дополнительного водозабора из Или, наиболее серьезные экологические и социально-экономические последствия вероятны в Или-Балхашском бассейне, так как это наиболее густонаселенный и экономически развитый район Казахстана, где проживает около 17% населения страны, сосредоточено до 20-ти % промышленного и энергетического потенциала и производится до 30% сельскохозяйственной продукции республики.

По мнению научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ларисы Гусевой для стран Центральной Азии именно дефицит воды стал главным лимитирующим фактором развития экономики и причиной значительного обострения экологической ситуации в регионе. Кроме того, уже существует проблема использования воды реки Иртыш, транзитной для территории Китая, Казахстана и России.

На взгляд академика Академии наук Казахстана, директора института гидрогеологии и геофизики Василия Веселова водная проблема для Казахстана наиболее актуальна - по сравнению с другими государствами Центрально-азиатского региона - по причине низких показателей объема воды на душу населения. Кроме того, по словам ученого, "особенностью казахстанских рек является их неравномерное распределение по общей территории, а также то, что большинство крупных рек берут свое начало в соседних государствах".

Это обстоятельство может использоваться в качестве весомого фактора давления со стороны стран, на чьей территории происходит формирование речных стоков. Так, например, именно на территории Китая формируются стоки рек Или (23%) и Иртыш (около 20%).

Согласно ранее заключенным с Казахстаном договорам, китайской стороной допускается 10-процентный водозабор из Иртыша, что не представляет опасности для экологии и судоходства реки на территории Казахстана и России.

В результате же планируемого Пекином увеличения водозабора на 15-20%, по утверждению Василия Веселова, сток воды изменится настолько, что приведет к экологическому дисбалансу бассейна реки на территории Восточного Казахстана.

А не исключаемый Пекином 30-процентный объем водозабора (в условиях ускоренного экономического развития Западного Китая), по словам ученого, для Казахстана - катастрофа.

Дело в том, что китайская водная политика напрямую отражает стремления Пекина поднять в целом статус западного слаборазвитого Китая.

С этим связана активная разработка в настоящее время как крупного месторождения нефти в провинции Синьцзян, так и развитие промышленной инфраструктуры региона и политика массового переселения китайского коренного населения. В определенной степени, данные меры китайского руководства направлены на укрепление своего контроля над радикализующимися уйгурскими группировками в СУАР.

По мнению казахстанского обозревателя Ибрагима Алимбекова, "КНР и далее будет придерживаться жесткой линии по объемам водозабора из трансграничных рек: Министерство водных ресурсов Китая запустило 11 водных проектов СУАР". По его заключению, водоканал Иртыш - Карамай в таком случае призван обеспечить водой не только нефтяное месторождение, но и специализированные сельскохозяйственные зоны, куда ежедневно из Центрального Китая доставляется по 8-10 эшелонов военизированных (по словам очевидцев, побывавших недавно в Синьцзяне) групп населения.

Совместне использование водных ресурсов трансграничных рек остается одним из основных спорных вопросов в двусторонних отношениях между Казахстаном и Китаем. Состоявшийся осенью прошлого года уже пятый по счету, раунд переговоров Астаны и Пекина оказался для Казахстана практически безрезультатным.

Затянувшийся характер дипломатических переговоров и их слабая эффективность вызывают недовольство казахстанской общественности. Примечательно, что именно "Азат", одна из немногочисленных националистических организаций, обычно выступавшая против имперской политики России, решила обратиться за помощью к ней. Это свидетельствует о понимании казахстанской общественностью того, насколько критической может оказаться ситуация для страны.

Что касается позиции России в отношении Иртыша, то ее больше всего волнует качество воды, а не количество. А потому, по мнению Игоря Северского, в этом плане она не имеет каких-либо непосредственных претензий к Китаю в настоящий момент, а есть определенные нерешенные вопросы по загрязнению с Казахстаном.

Тем не менее, со временем проблема рационального использования воды остро встанет и перед Россией, учитывая активное развитие Китаем его западной части - крупного нефтепромышленного района СУАР.

В связи с этим, как утверждают казахстанские исследователи, Россия очень заинтересована в решении общих с Казахстаном водных проблем. Как отмечает Игорь Северский, россияне недовольны тем, что переговорные процессы между Казахстаном и Китаем ведутся без их участия. Ведь планируемый Китаем отбор воды до 25-ти% в связи со строительством канала Иртыш-Карамай (длиной более 300-т метров и шириной - в 22 метра) и введение его в эксплуатацию, по расчетам экологов, приведет к тяжелым последствиям для таких городов России, как Тюмень, Омск, Ханты-Мансийск.

По заключению Игоря Северского, таково мнение российских ученых. Однако со стороны официальных кругов России никакой инициативы в настоящее время не наблюдается.

По словам представителя пресс-службы Министерства иностранных дел Казахстана Талгата Жумагулова, с казахстанской стороны уже были попытки привлечь российскую сторону к переговорному процессу, но Китай занял жесткую позицию, предпочитая вести переговоры в двустороннем формате, так как в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход.

Таким образом, Россия оказалась за бортом переговоров и официально в них никак не представлена.

В настоящее время переговорный процесс по использованию вод трансграничных рек включает в себя работу Совместной казахстанско-китайской комиссии экспертов, созданной внешнеполитическими ведомствами двух государств.

В июле прошлого года в Пекине было достигнуто соглашение о взаимном обмене информацией по количеству и качеству воды Иртыша, а впоследствии рек Или и Телес. Тогда впервые была осмотрена китайская плотина на Иртыше казахстанскими экспертами.

К сожалению, официальные представители, участвовавшие в последней рабочей поездке Совместной комиссии, отказались комментировать результаты осмотра гидрологических постов на Или и посещения казахстанскими экспертами водохозяйствующих объектов, находящихся на территории Китая.

Представитель Министерства иностранных дел Казахстана Айдар Абишев пояснил, что "по итогам поездки была установлена договоренность о неразглашении информации по существующей ситуации, а все комментарии уполномочен делать только глава делегации".

А мнение главы комиссии, председателя Комитета по водным ресурсам Аманбека Рамазанова, так и осталось не озвученным. Аманбеком Рамазановым был сделан предварительной вывод: "Бытующие в общественном мнении казахстанцев суждения о том, что увеличение объемов водозабора Китая и его сооружений на реке представляет серьезную экологическую опасность и нанесет неоправданный ущерб Казахстану, не подтвердились".

Столь осторожный подход к данному вопросу со стороны казахстанского руководства трудно объяснить. Видимо, здесь либо затрагиваются напрямую интересы тех или иных заинтересованных высокопоставленных лиц (групп), либо у Казахстана нет желания резко обострять отношения с сильным Китаем и идти с ним на открытый конфликт, косвенно затрагивающий приграничные вопросы, так называемые спорные территории.

При обращении корреспондента IWPR в Посольство Китая в Казахстане с просьбой оценить эффективность хода переговоров и прокомментировать результаты подписанного в сентябре прошлого года в Астане главами Правительств Казахстана и Китая "Соглашения в сфере использования и охраны трансграничных рек", был получен отказ в официальном комментарии. Пресс-атташе посла Китая в Казахстане г-ном Шэном было только отмечено, что "новых изменений в позициях Китая нет", а результаты встреч можно назвать как "положительные для обеих сторон".

Эксперты-аналитики выражают пессимистичный взгляд на скорейшее решение проблемы трансграничных рек в позитивном для Казахстана направлении. Они склоняются к предположению, что Китай будет затягивать подписание международного соглашения по охране и использованию трансграничных рек.

С одной стороны, это мешает России заявлять о прямом участии в переговорном процессе между Казахстаном и Китаем. С другой стороны, у Москвы пока не возникли веские мотивы для открытых противоречий с геостратегическим партнером, а официальная Астана все еще не смогла вызвать у России надлежащей заинтересованности в водном вопросе.

navigator.kz

Предыдущая статьяОбщественность в Казахстане разочарована деятельностью международных организаций
Следующая статья"Война за русское наследство"