на инородцев Валерий Выжутович
"Вы подумайте: армян в нашем крае уже больше миллиона... А еще турки-месхетинцы, курды, цыгане, таджики, йезиды, грузины... Всеми ими власти займутся в ближайшее время. Мы увеличим штраф за отсутствие регистрации до 6 тысяч рублей. Мы будем смотреть, кто с кем дружит и на окончание фамилий. Фамилии, оканчивающиеся на "ян", "дзе", "швили" или "оглы", незаконны, так же, как и их носители". Это говорит губернатор Кубани Александр Ткачев, законный гражданин Краснодарского края: его фамилия - на "ев".
...Тема совещания была обозначена так: "О состоянии и мерах преодоления избыточной миграции и стабилизации межнациональных отношений". Местом краевого толковища с участием глав городов и районов, милицейского и прокурорского начальства был избран Абинск - центр компактного поселения турок-месхетинцев. Здание бывшего райкома, где собралось более 400 человек, охранялось усиленными нарядами милиции.
Лидеры этнических общин к разговору о "стабилизации межнациональных отношений" допущены не были. И правильно. Иначе "стабилизация" могла начаться прямо в зале, где показали фильм, в котором лица "некоренной национальности" изображались в виде налившихся кровью клопов (шедевр компьютерной мультипликации). "Запомните, каждый пятый житель Кубани - мигрант! Запомните!" - сеял межнациональное согласие голос за кадром.
Для "преодоления избыточной миграции" было предложено следующее. Создать при каждом РОВД фильтрационные пункты: там под охраной милиции и казаков мигранты будут содержаться в течение трех суток, а затем принудительно депортироваться. За счет краевого бюджета организовать чартерные авиарейсы Краснодар - Ташкент, обеспечивающие планомерное выдворение турок-месхетинцев. "Для сохранения позиций дружественной республики в Закавказье" провести переговоры с президентом Армении Робертом Кочаряном о репатриации армян.
"Эффективно бороться с мигрантами, - сказал Ткачев на совещании в Абинске, - можно, только опираясь на краевые законы и игнорируя федеральные законы и Конституцию".
Опираться кубанскому губернатору есть на что. Согласно краевому закону, "осуществление права граждан РФ на выбор места жительства на территории Краснодарского края не должно нарушать законные права и интересы лиц, постоянно проживающих на территории... края". Этот закон при всей его дискриминационной направленности был прежде хоть отчасти милостив: дозволял прописаться мужу к жене или ей к нему, если они оба - "некоренные". Теперь и с этим покончено. Постановлением законодательного собрания определен перечень городов (Анапа, Сочи, Туапсе и др.), куда иноземцам и инородцам путь заказан. Не допускается также "регистрация по месту жительства супруга, прибывшего из государства СНГ, кроме Белоруссии, если с момента регистрации его брака с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Краснодарского края, прошло менее 5 лет".
Кому надо, соединятся в браке и без оглядки на пятилетний карантин. Но всякий чужестранец, занесенный сюда в поисках семейного счастья, должен знать и помнить: он - нелегал. Без кубанской прописки его не примут на работу, не пустят в поликлинику... Ему не продадут квартиру или дом, не позволят приобрести участок земли, откажут в судебной защите... Докучливое внимание милиции, бдительный догляд со стороны казачьих "самооборонцев" - вот это ему гарантировано.
Ткачев держит слово. Обещал быть достойным наследником батьки Кондрата - и не обманул. Разве что о "мировой закулисе" и "сионистском заговоре" вы от него не услышите. Освободившаяся вакансия главного врага заполняется турками-месхетинцами. Их в крае 13 тысяч, они бежали сюда в 1989 году после ферганских погромов. Краевая власть пугает народ этими "оккупантами", якобы посягающими на здешние земли. Административное регулирование миграции, начатое Кондратенко, ужесточается. Теперь переселенцы и вовсе не имеют права на российское гражданство, им отказано даже во временной регистрации.
Поведение кубанского губернатора дает повод зафиксировать одну странную несообразность в российском государственном строительстве: пресловутая властная вертикаль, пронизавшая собой, кажется, все и вся, вдруг беспомощно обрывается там, где региональная самодеятельность по своим социальным последствиям взрывоопасна - в сфере миграционной, а по сути, национальной политики. Тут губернаторская вольница, как и прежде, не знает узды.
Ткачев сообщил журналистам: "Президент поддерживает настроения наши и дал мне поручение активно действовать, не дожидаясь принятия федерального законодательства по этой проблеме".
Кубанский губернатор не уточнил, получил ли он президентский карт-бланш на проведение такой миграционной политики - с нагайкой за голенищем.