МУШАРРАФА РАСКРЫВАЮТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕНЕРАЛА Комментарий EurasiaNet Ариф Джамал
Дружба Первеза Мушаррафа с США стала настолько опасной для политической карьеры генерала, что он вынужден отрекаться от совместных с американцами достижений. Несмотря на успех полицейской облавы 29 марта, в результате которой Соединенным Штатам был передан один из лидеров «Аль-Каиды» - Абу Зубейда, Мушарраф ищет признания граждан, стараясь не опираться на помощь американских силовых структур.
2 марта в Кабуле Мушарраф публично заявил о том, что способен найти деятелей «Аль-Каиды» без американской военной помощи. Этот шаг, по-видимому, имеет политическую подоплеку - особенно ввиду того, что режим генерала не сумел арестовать ни одного террориста-фанатика, причастного к серии убийств на религиозной почве, в том числе вооруженного нападения 17 марта на церковь в Исламабаде, в результате которого были убиты жена и дочь американского дипломата. И хотя пакистанская полиция выследила и арестовала Ахмеда Омара Саида Шейха за похищение и убийство журналиста Дэниела Перла, имеется информация, что она сорвала переговоры с похитителями Перла и, возможно, упустила шанс спасти репортера. Поэтому отказ Мушаррафа от американской военной помощи вызывает беспокойство.
Слухи о просачивании боевиков «Аль-Каиды» из Афганистана в Пакистан подорвали доверие американцев к режиму Мушаррафа и создали у всех впечатление, что органы безопасности по большей части симпатизируют членам «Аль-Каиды» и движению «Талибан», с которым пакистанцы поддерживают связи уже 20 лет.
Несмотря на риск загубить карьеру и даже потерять жизнь из-за дружбы с американцами, Мушарраф не всегда стремился развеять впечатление, что он является союзником США. Разумеется, он желает сохранить военный контроль над страной. Когда американские бомбардировщики 7 октября начали уничтожать афганские объекты, Мушарраф заявил на пресс-конференции, что военная кампания быстро закончится. Позднее генерал несколько раз жаловался, что американцы не делятся с ним планами борьбы с терроризмом. А недавно он отошел от официальной линии антитеррористической коалиции, заявив, что Усама бен Ладен, вероятно, погиб, а деятельность «Аль-Каиды» дезорганизована.
Эти заявления были истолкованы как очевидный призыв к США объявить об успешном завершении кампании и вывести войска из региона. Однако американцы не согласились с идеей победы над бен Ладеном и продолжили свои действия, высказав даже мысль о посылке солдат в Пакистан. Так что соответствующие заявления Мушаррафа не достигли ни одной из своих целей: не удалось ни остановить американских военных усилий, ни умерить недовольство своего окружения и настроенных на джихад пакистанских группировок.
Настоящие неприятности начались после нападения на Международную протестантскую церковь, в результате которого пять человек были убиты и 40 ранены. Нападение совпало с заранее запланированным визитом командующего силами коалиции генерала Томми Фрэнкса, который прибыл в Исламабад в тот же день ночью. Американцы поспешили в Пакистан, чтобы оценить ситуацию: помощник госсекретаря по делам Южной Азии Кристина Рокка отменила все намеченные встречи в Нью-Дели и на следующий день отправилась в Исламабад, даже не объяснившись с принимавшее ее индийской стороной. По словам высокопоставленного пакистанского чиновника, пожелавшего остаться неназванным, на примере ситуации, сложившейся после «нападения террористов на церковь в Исламабаде, можно увидеть всю степень недоверия Соединенных Штатов к Пакистану».
И действительно, Соединенные Штаты отправили домой весь вспомогательный штат дипломатического представительство и их семьи в течение пяти дней после нападения. Дипломаты с семьями совсем недавно получили возможность вернуться в Пакистан, и вот теперь, по словам американского дипломата, пожелавшего остаться неназванным, уедут около двух третей всего персонала и члены их семей; многие, сказал дипломат, уже не вернутся в страну.
Нападение на церковь изменило характер американо-пакистанских отношений, предоставив американцам удобный повод усилить давление на Мушаррафа. Генерал Франклин Хейгенбек, командующий 10-й горнострелковой дивизии, сказал корреспонденту «Нью-Йорк таймс» 21 марта, что вооруженные силы США при определенных обстоятельствах могут перейти границу с Пакистаном, чтобы захватить или уничтожить боевиков «Аль-Каиды» и «Талибана». Сообщается, что министр иностранных дел Пакистана Абдул Саттар одобрил эту идею в интервью газете «Вашингтон таймс» 27 марта. Несмотря на попытки правительства помешать распространению информации об этих заявлениях в пакистанской прессе, некоторые пакистанские журналисты выразили свое возмущение происходящим. Ведущая газета на урду «Нава-и-вакт» назвала Саттара американским агентом, написав, что «его заявления наносят вред национальным интересам».
Однако это пошло на пользу американской кампании, по крайней мере на первом этапе. В течение нескольких часов после заявления Саттара американские агенты и спецназ совместно с пакистанской полицией и спецслужбами начали облаву в Файсалабаде с целью задержания членов «Аль-Каиды». Министр обороны США Дональд Рамсфелд подтвердил 2 апреля, что во время рейда был арестован Абу Зубейда, один из двух ближайших соратников бен Ладена. Несмотря на то, что ни США, ни Пакистан не сообщили подробностей облавы, источники утверждают, что благодаря совместным действиям было арестовано 65 и убито двое членов «Аль-Каиды». Все задержанные лица отбыли на американское самолете в неизвестном направлении.
Отправившись после этого успешного рейда в Кабул, генерал Мушарраф, вполне возможно, попытался заигрывать со своим электоратом: он обещал провести всеобщие выборы в октябре 2002 года или ранее, хотя и ясно выразил желание остаться президентом и начальником генштаба Пакистана по крайней мере еще на пять лет. Только недавно правительство частично сняло ограничения на политическую деятельность в связи с будущими выборами. 29 марта большинство оппозиционных партий начали свою предвыборную кампанию с обвинений Мушаррафа в проамериканском курсе. Исполняющий обязанности председателя оппозиционной партии «Пакистанская мусульманская лига» (ПМЛ) Мухдум Джавед Хашми обвинил правительство в распродаже суверенитета страны. Кази Хуссейн Ахмед, глава исламской партии «Джамаат-и ислами», назвал альянс во главе с США «явной наступательной операцией».
Поэтому через четыре дня после мнимого триумфа Мушарраф публично дистанцировался от Соединенных Штатов, отвергнув будущую американскую военную помощь. Многие наблюдатели ожидают появления кандидатов [на пост президента], которые будут использовать антиамериканские настроения в течение всего полугодового периода до выборов. Антиамериканские кампании проходили с успехом в пакистанских городах в прошлом и имеют еще большие шансы сегодня. Приверженность Мушаррафа официальной демократии в этом случае столкнется с его верностью силам коалиции во главе с США. Если деятелям коалиции удастся очистить Афганистан от «Аль-Каиды» и «Талибана», то это тем более может поставить под вопрос политическое будущее Мушаррафа.
От редакции. Ариф Джамал - независимый журналист, живет и работает в Пакистане.