МЕНЯЕТ СВОЕ БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ Нязик Атаева из Ашгабата, специально для Института по освещению войны и мира
В Туркменистане разворачивается масштабная чистка рядов Комитета национальной безопасности страны. В течение первой половины марта «за серьезные недостатки в служебной деятельности и грубые нарушения законности» из органов уволено пятнадцать высокопоставленных сотрудников КНБ. Шестеро из них занимали посты начальников управлений. Таковы первые результаты работы специальной комиссии во главе с президентом Туркменистана Ниязовым, проверяющей деятельность Комитета национальной безопасности страны.
Впрочем, к постоянной кадровой «чехарде» среди высших эшелонов власти в Туркменистане давно привыкли. Но тот факт, что на сей раз «гнев» Туркменбаши обрушился на такую структуру, как Комитет национальной безопасности, структуру, державшую в повиновении все население Туркменистана, заставляет задуматься о многом. Перетряска аппарата была тем более неожиданной, что всего за неделю до этого события органы национальной безопасности были объявлены опорой авторитарного правления Ниязова. По поводу причин данных кадровых изменений бытует несколько версий.
Формальным поводом к решительной перетряске генералитета КНБ стали обнаруженные вдруг «грубые нарушения со стороны высшего офицерского состава» этой службы. Оказывается, на «добытые преступным путем капиталы приобретались транспортные средства, частные гостиницы и предприятия, кирпичные заводы, на сотнях гектаров земли выращивались 50 тонн хлопка, скрываемые от государства». Приводятся поражающие воображение подробности строительства одним из заместителей начальника КНБ «двухэтажного дома из 18 комнат и одноэтажного дома в 6 комнат».
Некоторые местные обозреватели считают, что основным побудительным мотивом для расправы над оперативниками стала докладная записка, в которой кто-то из окружения президента Ниязова сообщил ему о том, что председатель КНБ Мухаммед Назаров спланировал государственный переворот с целью устранения самого Ниязова и захвата власти. Ключевую роль в этом заговоре были призваны сыграть люди из ближайшего окружения Назарова, которых он назначил ранее на важные посты, начиная от МВД, прокуратуры, пограничных войск, областных структур управления и заканчивая Министерством иностранных дел.
Если эти предположения имеют под собой основание, то тогда именно страх за свою собственную судьбу побудил Ниязова к столь радикальным мерам, а не внезапное «прозрение» и стремление навести порядок в стране, прекратить преступную деятельность бывших чиновников в организации наркотрафика, антиобщественных действий и террора против своего собственного народа. А люди, которые еще вчера были самыми посвященными в узком ниязовском кругу, конечно, представляют для него особую проблему.
Между тем в сообщениях о незаконной деятельности руководителей КНБ ничего не говорится об источниках их «преступных доходов». Туркменская оппозиция же в течение последних месяцев не раз указывала на происхождение этих доходов: торговля наркотиками и контроль за их транзитом из Афганистана через территорию Туркмении. Тогда же оппозиционеры предъявляли и свидетельства этой деятельности - те же самые особняки и частные заводы.
Однако кто мог представить, что о злоупотреблениях туркменских чекистов заговорит посол США в Ашгабате Лора Кеннеди, пусть даже и в приватной беседе с Туркменбаши. Именно после той встречи в начале марта «отец всех туркмен» Ниязов и начал свою «борьбу с перегибами» в КНБ, среди которых еще и вымогательство по отношению к иностранным бизнесменам.
Правда, еще за несколько дней до «расправы» президент Туркменбаши ограничился тем, что, публично пожурив своего самого доверенного соратника, которым долгое время являлся генерал-лейтенант Мухаммед Назаров, и, понизив его в звании, оставил на посту председателя КНБ и дал полгода на исправление ошибок.
Но теперь разгневанный Туркменбаши передумал и уволил-таки Назарова, который сейчас ежедневно, с раннего утра до позднего вечера, подвергается жестоким допросам в здании СИЗО КНБ, проводя ночь под домашним арестом. У Назарова появились признаки острого физического недомогания и морально-психического расстройства. Это послужило поводом для распространения в Туркменистане слухов о том, что якобы глава КНБ, не выдержав истязаний, покончил жизнь самоубийством. К счастью, этот слух оказался ложным.
Новым главой КНБ назначен генерал-полковник Поран Бердыев, занимавший до этого пост министра внутренних дел республики.
Отстранен от должности и министр обороны республики генерал-майор Гурбандурды Бегенджев. Работая в КНБ, он возглавлял военную контрразведку. Заместителем председателя кабинета министров Туркменистана по силовым ведомствам и министром обороны страны назначен Реджепбай Аразов, до этого возглавлявший туркменский парламент (Меджлис). Аразов уже курировал ранее силовиков, но лишился этой должности как не справившийся со своими обязанностями. Теперь ему снова оказано высокое доверие.
Президент Туркмении освободил также генерал-майора Хоссе Рейимова от обязанностей начальника отдела пограничного контроля Государственной пограничной службы Туркменистана «за серьезные недостатки в работе и личную недисциплинированность». Он также лишен воинского звания, государственных наград, материальных и иных льгот, предусмотренных для военнослужащих.
Президент Ниязов, к тому же, разочарован полным бессилием своих силовиков, не способных остановить разрастание рядов политической оппозиции. А ряды ее пополняются с каждым днем. Так, 13 марта публично заявил о присоединении к Народному демократическому движению Туркменистана бывший советник-посланник туркменского посольства в Вашингтоне Чары Аннабердыев. Как сказал дипломат, получивший политическое убежище в США, он четко осознал лживость, бессмысленность и преступность того, что происходит в его стране.
Некоторые наблюдатели считают, что нынешние кадровые изменения обусловлены все более растущим недовольством общества авторитарным правлением Ниязова. Так называемые «расправы» Туркменбаши над группой руководящих офицеров КНБ и других сотрудников правоохранительных органов призваны только лишь снять социальное напряжение. В этом заключается идея Ниязова переложить ответственность за собственные преступления и ошибки на подчиненных.
Раньше это Сапармурату Ниязову сходило с рук, но сегодня народ возмущен изворотливостью президента и прекрасно осведомлен в том, кто является истинной причиной основных проблем.
InfoCenter Bishkek