CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ПОСЛЕДНЯЯ ЧИСТКА В ТУРКМЕНИСТАНЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО РЕЖИМ НИЯЗОВА НАХОДИТСЯ НА ГРАНИ ПАДЕНИЯ

18 апреля 2002

ЧИСТКА В ТУРКМЕНИСТАНЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО РЕЖИМ НИЯЗОВА НАХОДИТСЯ НА ГРАНИ ПАДЕНИЯ Рустем Сафронов

Туркменский президент Сапармурат Ниязов вошел в опасную фазу своей политической карьеры. В начале апреля склонный к автократии Ниязов попытался довести до конца чистку спецслужб - Комитета национальной безопасности (КНБ). На встрече с членами парламента и руководством ряда правоохранительных ведомств он обвинил органы безопасности в коррупции, шантаже, незаконных обысках и незаконных способах ведения допросов, включая применение насилия. Однако одиннадцать дней спустя этот спектакль сочли демонстрацией политической незащищенности. Иранское радио предположило, что некоторые уволенные Ниязовым чины - включая Мухаммеда Назарова, которого называли вторым человеком в стране, - готовили заговор против президента.

Ниязов, для которого увольнения государственных служащих стали рутинным делом [более подробно см. Архив рубрики Eurasia Insight], теперь принялся за военных. 1 и 2 апреля глава КНБ, бывший министр обороны и бывший глава пограничной службы, уже лишившиеся своих постов, были лишены также и воинских званий. Под нажимом Ниязова они публично покаялись в совершении преступлений - коррупции, наркоторговле и покрывательстве незаконной деятельности. В обмен на публичные признания и позор Ниязов обещал не выдвигать против них обвинений. Ниязов заявил, что худшим наказанием для бывшего главы КНБ Назарова станет публичное унижение.

Возможно, что, отменив судебное преследование, Ниязов избавил себя от лишних забот. Получающая государственные дотации газета «Нейтральный Туркменистан» сообщила 2 апреля, что имеются улики, которые подтверждают обвинения, выдвинутые против 38 сотрудников спецслужб. Однако, написала газета, Назаров и его аппарат утаили эту информацию, опасаясь расследования деятельности КНБ. Между тем Ниязов явно решил подвергнуть КНБ самому суровому наказанию. После увольнений в столице президент совершил поездку в Мары, где сместил главу местного КНБ и нескольких его подчиненных.

Ниязов заявил о коррупции в органах безопасности Мары, обвинив их в получении сотен тысяч долларов в качестве взяток. Итак, богач Ниязов - недавно обвиненный немецкими СМИ в участии в контрабанде наркотиков, - перенес подозрения на нейтральные органы безопасности. [Дополнительную информацию см. Архив EurasiaNet]. Сообщается, что Назаров находится под домашним арестом и подвергается интенсивным допросам.

Вероятно, Ниязов принял суровые меры против КНБ, почуяв, что это ведомство может стать опорой заговора с целью государственного переворота. Источники сообщают о конфликте, существовавшем между министерством внутренних дел и КНБ. Некоторые наблюдатели говорят, что Поран Бердыев, бывший глава министерства внутренних дел, а теперь глава КНБ, не упустил возможности разделаться со спецслужбами. Действуя совместно с генеральным прокурором Гурганбиби Атаджановой, Бердыев посадил в тюрьму 60 сотрудников КНБ, в том числе 36 руководящих работников. Большинство помещено в специальное заведение КНБ в Фирюзе.

В отношении руководства КНБ вскрылись ужасающие, хотя и не вполне ясные факты. По сообщению Аркадия Дубнова из российской газеты «Время новостей», обвинение было предъявлено начальнику одного из управлений КНБ, некоему Оджарову, который якобы лично сопровождал партию наркотиков из Кушки в Красноводск. Затем груз на пароме был перевезен в российский порт Астрахань. Начальник другого управления Аллакулиев якобы реализовывал конфискованные наркотики через подчиненных, среди которых был и его отец. Документы, опубликованные в «Нейтральном Туркменистане», обвиняют КНБ в незаконных преследованиях целых семей, которые в действительности не были виновны. Дубнов утверждает, что некоторым сотрудникам КНБ были предъявлены обвинения в убийстве людей и изнасиловании несовершеннолетних.

Что бы ни совершил КНБ, многие наблюдатели выражают мнение, что Назаров и его сотрудники, получив власть, стали крайне опасны для самой жизни Ниязова. Пока Ниязов занимается чисткой рядов госбезопасности, внутри страны и за ее пределами ширится движение, выступающее за проведение реформ. Бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов на своем веб-сайте объясняет продолжающиеся чистки все возрастающей реальной опасностью, которую представляет оппозиция для ниязовского режима. По словам Шихмурадова, чистки - часть более широкой кампании, направленной на подавление оппозиции. Сообщается, что Ниязов отправил в Москву и другие столичные города целые делегации из прокуроров, которые требовали выдачи Шихмурадова и других бывших руководителей, превратившихся в диссидентов, в том числе главы Объединенной оппозиции Туркменистана Авды Кулиева. «В Туркменистане ни одного чистоплотного человека, кроме него самого [президента Ниязова], не осталось», - сказал с сарказмом Борис Шихмурадов 2 апреля.

Государственный переворот, не предотврати его Ниязов, получил бы, по мнению наблюдателей, серьезную поддержку в Туркменистане. Информированные источники сообщают о растущем в обществе недовольстве. Десять лет процветания, которые, придя к власти, обещал Ниязов, прошли, и теперь в стране царствуют нищета и безработица. Многие институты и школы закрыты, правительство сократило срок обучения в школах до девяти лет. Безработная молодежь, особенно в Ашхабаде и других городских территориях, возмущена тем, что ее лишили надежды на будущее.

В ответ Ниязов раскрутил кампанию пропаганды культа собственной личности. 4 апреля, объявив о воинском призыве, туркменская армия учредила звание маршала - более высокое, чем существовавшее ранее высшее звание генерала армии. Ожидается, что один из двух в истории страны генералов армии - Ниязов - станет первым в ее истории маршалом. Правительство проводит также массированную кампанию по популяризации книги «Рухнама». Написанная предположительно Ниязовым, «Рухнама» должна вдохновлять туркменских граждан обращенными к ним словами вождя. Учения Ниязова - творения нового пророка - рекомендованы к изучению в школе. В своей книге Ниязов опять обещает новый золотой век.

В то же время он явно сознает опасность, грозящую его царствованию. По мнению источников, Ниязов содержит целый полк из приблизительно 2000 охранников, во главе которого стоит Акмурат Реджепов. Это подразделение не подчиняется каким-либо другим силовым ведомствам. Сделав попытку заменить Реджепова одним из своих людей, Назаров, возможно, подписал приговор собственной карьере. В ответ на ход Назарова, сообщают источники, Реджепов и Бердыев пришли к Ниязову и убедили его в том, что Назаров задумал государственный переворот. Источники сообщают также, что с тех пор как месяц назад начались чистки, были казнены по крайней мере четверо бывших сотрудников КНБ.

От редакции. Рустем Сафронов - политический обозреватель и журналист, частый гость Русской службы Би-би-си и Евразийской службы «Голоса Америки». Автор и ведущий двух документальных передач о Туркменистане на РТР.

eurasianet.org

Предыдущая статьяАстана и Москва создадут СП по освоению спорных месторождений нефти.
Следующая статьяАналитики говорят об ослаблении внимания к нарушениям прав человека в ЦА