ОППОЗИЦИЯ НАМЕРЕНА БРОСИТЬ ВЫЗОВ РЕЖИМУ АЛИЕВА Клэр Дойл
По мере того как в Азербайджане происходит слияние оппозиционных партий, они проводят многочисленные митинги, чтобы настроить общественное мнение против правительства. Полиция избивала и арестовывала митингующих в марте на площади Физули в Баку. Однако лидеры оппозиции, считающие, что президент Гейдар Алиев не имеет морального права руководить страной, говорят, что в воздухе повеяло ветром перемен и надо готовиться к серьезной борьбе.
Исторически сложилось так, что азербайджанская оппозиция оказалась расколотой. Народный фронт, широкое движение за независимость, приведшее к власти второго президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея, сразу же после его смерти раскололась по вопросу о его преемнике. [См. статью на эту тему в Eurasia Insight]. В настоящее время в стране имеется огромное множество мелких партий, во главе которых стоят лидеры, предпочитающие иметь собственные структуры, а не оказывать поддержку соперникам.
Однако этой весной было образовано два новых оппозиционных блока. Наиболее влиятельным, по-видимому, станет блок, состоящий из Движения объединенной оппозиции (который объединяет националистическую партию «Мусават» и одно из крыльев Народного фронта), Демократической партии и многочисленных более мелких партий. Второй альянс объединяет реформаторское крыло Народного фронта и Партию национальной независимости.
Оба блока провели в марте митинги, в которых участвовали несколько тысяч человек. По мнению аналитиков, если эти альянсы не распадутся, то им, возможно, удастся мобилизовать граждан. Главные же препятствия - президентская власть и отсутствие опыта совместной работы - потребуют немалых усилий для своего преодоления.
«Я не исключаю, что при определенных обстоятельствах оппозиция может объединиться: Это помогло бы им добиться успеха в более активной мобилизации своей социальной базы», - говорит независимый политолог Лейла Алиева. «Все зависит от президента. Если он пойдет на неразумные действия, это приведет к формированию более широкого фронта объединенных оппозиционных сил». Однако, предупреждает Алиева, оппозиция за несколько последних лет потеряла поддержку деловых кругов. Даже если многие граждане и разделяют отношение оппозиции к Алиеву, говорит политолог, ведущие бизнесмены почти все являются сторонниками правящей партии.
«Власть в экономике монополизирована ПЕА [правящей Партией «Ени Азербайджан»], и в каком-то смысле оппозиция носит чисто декоративный характер», - говорит политолог. «Во время последней демонстрации на улицах были две различные толпы: одна дралась с полицией, в то время как другая продолжала ходить по магазинам».
Сами лидеры оппозиции настроены оптимистично, считая, что имеют шансы на успех этой осенью.
«Общество жаждет смены власти: процесс набирает силу», - говорит Иса Гамбар, лидер партии «Мусават». «Все знают, что президент болен и что в какой-то момент произойдет смена власти». [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Гамбар говорит, что оппозиция готова провести столько демонстраций и митингов, сколько необходимо, призывая к отставке президента и новым выборам.
Сообщается, что идея следующего митинга, намеченного на 27 апреля, принадлежит Гамбару. Митинг пройдет на площади Азадлыг, месте массовых демонстраций в период движения за независимость. Власти никогда не разрешали проводить там демонстрации и вряд ли изменят свое мнение, поэтому все явно готовится для нагнетания дальнейшей конфронтации.
Полицейские запреты выгодны Гамбару. «По конституции народ может собираться там, где хочет, - говорит он. - Нам важно активизировать людей и продемонстрировать, что страна не является демократической. Наличие множества оппозиционных партий и газет не означает, что у нас демократия».
Власти в течение нескольких недель держали за решеткой десятки людей, арестованных в связи с протестами 23 марта. Западные дипломаты говорят, что их особенно беспокоят аресты активистов оппозиции в Баку и окрестностях в ближайшие несколько дней.
Недавнее письмо «Хьюман Райтс Вотч» отмечает как благоприятные возможности, открывающиеся перед оппозицией, так и проблемы, с которыми она сталкивается. Правительство обвиняется в фальсификации результатов выборов, угнетении бедных, запугивании СМИ и широкомасштабной коррупции в обществе и армии. Риторика наподобие гамбаровской, в которую облекаются эти обвинения, может привести к беспорядкам. Однако последующие репрессии, особенно если они затронут оппозиционные СМИ, станут главным препятствием для дальнейшей активности оппозиции.
Кроме того, партии еще должны научиться совместной работе. Гамбар предложил выставить единого кандидата от оппозиции, выбрать которого можно было бы на праймериз в американском духе, однако лидеры других партий выступают против этой идеи, считая, что электорат этого не поймет. «В стране никогда не было свободных выборов, поэтому люди не политизированы, - говорит секретарь Демократической партии Сардар Джалалоглу. - Наши сторонники не станут голосовать за кандидата другой партии».
Пятеро кандидатов от оппозиции, включая Гамбара и Расула Гулиева от Демократической партии, бойкотировали президентские выборы в 1998 году, заявив, что эти выборы не соответствуют международным стандартам. Однако, несмотря на то что наблюдатели и правозащитные группы выступили с критикой выборов, международное сообщество признало победу Гейдара Алиева и обрекло кандидатов от оппозиции еще на пять лет прозябания в тени прежнего президента. И теперь, когда идет объединение, лидеры оппозиции совсем не желают вновь совершить стратегическую ошибку, которая обрекла их на политическое забвение.
От редакции. Клэр Дойл - независимый журналист, живет и работает в Баку.