АШГАБАТСКОГО САММИТА Результаты встречи глав пяти прикаспийских государств оказались более удручающими, чем предполагалось Р.МИРКАДЫРОВ
На саммите в Ашгабате лидеры пяти государств не пришли к согласованному решению о статусе Каспийского моря. Об этом заявил вчера перед заключительным раундом переговоров президент Туркменистана Сапармурат Ниязов на пресс-конференции.
"Правовой статус Каспия пока не определен", - сказал Ниязов, однако заметил, что в этом нет никакой трагедии, поскольку это "все-таки первый саммит" глав России, Туркменистана, Казахстана, Ирана, Азербайджана.
Между тем Ниязов отметил, что главам государств предстоит еще вместе 2 часа поработать и попытаться найти какое-то решение. Он выразил надежду на то, что лидеры все же договорятся. Президент Туркменистана также сообщил, что ознакомился утром с подготовленным экспертами итоговым документом саммита. Как утверждает Ниязов, в этой резолюции "исчезло все, о чем договаривались" президенты пяти стран накануне.
Этот документ "не конкретный, не контролируемый, пустой" и содержит лишь пожелания, заявил Ниязов. Впрочем, он также выразил надежду на то, что в течение ближайших двух часов лидерам пяти стран удастся изменить к лучшему проект ашгабатской декларации.
Отвечая на вопросы журналистов, президент Туркменистана выразил собственное мнение о том, что без определения статуса Каспия невозможно решать ни проблему браконьерства, ни экологические проблемы. "Надо определять статус, как можно конкретнее работать по борьбе с браконьерами. Когда нет законов, нельзя говорить и об экологии", - сказал он.
Ниязов также вновь повторил свою позицию, что до определения юридического статуса Каспия, страны, которые ведут разработку ресурсов его дна, действуют несправедливо. Если пять государств не смогут решить эту проблему, то нужно обратиться в международные организации, в частности, в ООН, сказал Ниязов.
Он также утверждал, что у России "четко выраженной позиции по Каспию нет". Это высказывание туркменского президента вызвало удивление у журналистов, поскольку 23 апреля на открытии саммита Владимир Путин, подтверждая позицию России, сказал: "Делим дно, вода общая".
Несмотря на заявления Ниязова, президент Ирана Мохаммад Хатами считает большим успехом для лидеров пяти прикаспийских государств уже саму их первую встречу в Ашгабате. Об этом иранский руководитель заявил во время двусторонней встречи с Владимиром Путиным. "Проведение саммита говорит о твердой воле руководителей прикаспийских государств урегулировать мирными путями все споры, которые между нами есть", - сказал Хатами.
Следующий саммит глав государств "каспийской пятерки" возможно пройдет в столице Ирана - Тегеране. Как сообщил Сапармурат Ниязов, с таким предложением выступил глава российского государства Владимир Путин. По словам Ниязова, он лично предложил провести следующую встречу в апреле будущего года.
Члены российской делегации на саммите прикаспийских государств в Ашгабате не согласны с мнением президента Туркменистана, назвавшего "пустым" итоговый документ этой встречи. Напротив, как сообщил журналистам заместитель главы кремлевской администрации Сергей Приходько, по мнению России, "после вчерашней конструктивной дискуссии документ обогатился, в нем есть конкретные вещи". По словам Приходько, в проекте ашгабатской декларации "есть серьезные наработки".
И все же лидеры пяти прикаспийских государств не стали подписывать в среду ашгабатскую декларацию по итогам саммита. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в этой связи заявил: "Когда мы влезли в историю этого вопроса, оказалось, что проблем больше, чем мы ожидали".
По возврашению в Баку Гейдар Алиев положительно расценил сам факт встречи лидеров пяти прикаспийских государств и отметил, что это первый подобный саммит в данном формате. Он отказался комментировать заявление президента С.Ниязова о том, что если Азербайджан не откажется от собственной позиции по секторальному делению Каспия, то все кончится войной между двумя странами. "Определение статуса Каспия - это не только раздел дна на сектора для разработки минеральных ресурсов моря. Это и решение экологических проблем, и использование рыбных и биоресурсов Каспия", - отметил президент. Г.Алиев также отверг утверждение С.Ниязова о том, что Азербайджан применяет несправедливую методику определения срединной линии на Каспии: "Существует общепринятая в международных отношения методика определения срединной линии в подобных случаях. Азербайджан применяет именно эту методику. А он (С.Ниязов - ред.) думает по-своему и по-своему определяет срединную линию на Каспии".
Итак, подтвердились самые мрачные прогнозы "Зеркала". Что касается Каспия, президенты пяти государств не смогли достичь взаимного согласия ни по одному вопросу. Даже не удалось внести ясность по вопросам, связанным с использованием биоресурсов Каспия. Заявление Ниязова о том, что без определения статуса Каспия невозможно решать ни проблему браконьерства, ни экологические проблемы, ставит уже крест на поэтапном решении вопроса, на котором настаивал президент России В.Путин.
Что же дальше? Скорее всего, в ближайшее время, применяя на практике российский вариант поэтапности, Азербайджан, Казахстан и РФ полностью определят между собой границы национальных секторов. Президент Г.Алиев уже заявил, что соответствующий межгосударственный документ между Азербайджаном и РФ будет подписан во время предстоящей встречи с Путиным в Санкт-Петербурге. Как ни странно, несмотря на внешнюю привлекательность, этот вариант полностью противоречит интересам Азербайджана.
Дело в том, что у Азербайджана в определении границ национальных секторов проблемы существуют не с Россией и Казахстаном, а с Туркменистаном и Ираном. В свою очередь Россия и Казахстан не имеют анологичных проблем с Туркменистаном и Ираном. То есть официальный Баку практически останется один на один с враждебно настроенными в отношении Азербайджана Туркменистаном и Ираном. Россия предложит сторонам, то есть Азербайджану, решать проблемы путем продолжения двусторонних переговоров с Турменистаном и Ираном. При этом Москва, на первый взгляд сохраняя нейтралитет, будет призывать конфликтующие стороны достичь консенсуса путем взаимных компромиссов. На примере урегулирования карабахского конфликта мы только можем предположить, к чему это приведет.
Вся эта возня будет продолжаться до тех пор, пока определение окончательного статуса Каспия не станет выгодно самой России. А если учесть, что следующий саммит лидеров прикаспийских государств состоится предположительно через год, то ждать этого придется достаточно долго. А это значит, что Азербайджан долго будет находиться в состоянии "холодной войны" с Туркменистаном и Ираном, сопровождающаяся временами провокациями, подобно той, которая произошла на Каспии летом прошлого года... Одним словом, результаты встречи глав государств пяти прикаспийских государств оказались более удручающими, чем предполагалось. Они превзошли даже самые пессимистические прогнозы. Непонятно только, почему, зная заранее реальное положение дел, президенты пяти государств с такой помпезностью приняли участие в саммите? Неужели только потому, что они хотели продемонстрировать всему миру свою готовность вести "мирные переговоры", сопровождая их заявлениями о готовности к войне...