АЗИЯ: ИНФЕКЦИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
По мере того, как отходит в прошлое начало контртеррористической операции в Афганистане все яснее становится, что экстремизму в этой стране и Центральной Азии вообще нанесен сильный, но не смертельный удар. Единое фундаменталистское целое, которым был Афганистан при талибах, рассыпался на множество осколков разного размера, которые теперь предстоит долго и кропотливо убирать.
Некоторые из этих осколков, в виде различных исламистских групп и организаций, оказались в постсоветской Средней Азии. Собственно, они оттуда изначально и происходили, но притянутые более крупным политическим телом, афганскими талибами, сражались вместе с ними, и вместе с ними разделили горечь поражения. Теперь очевидно, что свержение талибов в Афганистане - это не более чем нокдаун, от которого фундаменталисты начинают приходить в себя и снова принимают боевую стойку. И в очень большой степени это касается молодых государств Средней Азии.
Специалисты предупреждают, что среднеазиатские воинствующие исламисты смогли пережить войну в Афганистане, сохранить кадры, и теперь ведут перегруппировку сил, готовясь перейти от повстанческих действий к террору у себя на родине. Пакистанский писатель и публицист Ахмед Рашид считает, что они собираются переходить к убийствам и другим террористическим акциям, в равной степени направленным как против среднеазиатских правительств, так и против американцев. Исламское движение Узбекистана в качестве своей программной цели имеет свержение светского режима в Узбекистане и образованию исламского правительства, основанного на шариате. У этого движения есть базы в глухих районах Таджикистана, куда его бойцы добираются через территорию Киргизии, иногда нападая и на киргизские объекты.
С Исламским движением Узбекистана тесно смыкается наднациональная партия « Хизб ат-тахрир аль-ислами» (Партия исламского освобождения). По данным российского ФСБ она является дочерней структурой международной экстремистской организации «Братья мусульмане». Деятельность тахриристов на территории СНГ планируется и финансируется зарубежными центрами. Что интересно, самый активный из них находится в Англии и руководит им некий шейх Омар Мухаммед Бакри. Он, кстати, не обделяет своим вниманием и боевиков в Чечне.
В июне западные службы радиоперехвата зафиксировали резкое усиление радиообмена в используемых террористами каналах связи между Афганистаном и странами Средней Азии. Особенно часто упоминалось имя Джумы Намангани - лидера Исламского движения Узбекистана. Он воевал в Афганистане, и по американским данным, там и был убит. Но вполне возможно (такое уже бывало не раз), что слухи о его смерти преувеличены. Смысл всех этих радиосообщений сводится к следующему: "Мы здесь занимаемся перегруппировкой сил". Специалисты и некоторые официальные лица утверждают, что сейчас вопрос уже не в том, нанесут боевики Исламского движения Узбекистана удар или нет, а в том, когда они его нанесут и где. Во всяком случае, прагматичные американцы начали быстро строить вокруг своего посольства в Ташкенте 4-хметровую стену.
Руководитель киргизской службы безопасности Мизир Аширкулов несколько дней назад сообщил, что около 300 боевиков Исламского движения Узбекистана во главе с его идеологическим лидером Тохиром Юлдашевым, имеющим прочные связи с «Аль-Каидой» и другими террористическими организациями, готовятся к новым рейдам. По словам Аширкулова, Юлдашев планирует осуществлять теракты, брать заложников, убивать правительственных чиновников. То есть, даже если Намангани действительно мертв, существа дела это не меняет.
Таким образом, получается, что Средняя Азия стоит перед лицом очень серьезной угрозы и причины ее не только политические. Масса нерешенных социальных и экономических проблем в новорожденных независимых государствах региона создают там питательную почву для экстремистов. Бедность, безработица, коррупция, запущенность в сфере образования, отсутствие четкой государственной политики по отношению к исламу, все этой дает возможность экстремистам вербовать себе многочисленных сторонников. И одними силовыми мерами с этой проблемой не справиться. Болезнь надо лечить, когда ее симптомы едва заметны. Хирургическое же вмешательство, при всей своей эффектности, увы, не всегда бывает эффективным и уж во всяком случае весьма болезненно...
Обозреватель «Голоса России» Олег Николаев