Иран всегда опаздывал в вопросе об определении правового статуса Каспийского моря
Профессор тебризского университета д-р Джалил Наибиян в интервью ИСНА по вопросу об определении правового статуса Каспийского моря сказал, что Иран как всегда с опозданием занялся каспийскими проблемами и не сумел должным образом обеспечить осуществление своих требований и занять конструктивную позицию.
По словам д-ра Джалила Наибияна, данному вопросу не уделяли внимания не только правительственные инстанции и дипломатический корпус, но и средства массовой информации, радио и телевидение.
Указав на проблему раздела месторождений нефти и газа в Каспии, д-р Джалил Наибиян сказал: «В ходе раздела каспийских месторождений мы вели себя так, как будто находились в состоянии глубокого сна. Русские, следуя своей обычное политике, приложили усилия к тому, чтобы мы пошли за ними. Этим они сумели вызвать обеспокоенность у Казахстана и Азербайджана и вынудили их подписать двусторонние соглашения. Если бы Туркменистан не оказывал сопротивления проводимой политике в связи с разногласиями, которые существуют между ним и Азербайджаном, мы оказались бы в одиночестве перед свершившимся фактом». Далее д-р Джалал Наибиян затронул историю проблемы правового статуса Каспийского моря. По его словам, для того, чтобы понять данную проблему, необходимо вспомнить голестанский договор 1813 года. Тогда завершилась 10-летняя война между Ираном и Россией. Согласному этому договору, от Ирана отделялись некоторые районы Кавказа и иранские территории, в том числе Дагестан, Грузия, Баку, Гянджа, Ширван и др. Кроме того, Иран лишался права иметь в Каспийском море боевые корабли. После второй мировой войны ограничения в отношении Ирана, касающиеся боевых кораблей в Каспии, были подтверждены, однако в вопросе о торговых судах были сохранены равные права сторон.
Иран.Ру