УСТАВ-ЭКЗАМЕНАТОР ДКБ хочет дружить с НАТО и самим собой
Наталия АЛЕКСЕЕВА
Договор о коллективной безопасности (ДКБ) должен быть, а не казаться фактором сдерживания - укреплять и военную составляющую, и уровень политического консультирования. Во вторник участники научно-практической конференции "ДКБ - важный фактор обеспечения стабильности и безопасности на пространстве СНГ" пытались выработать собственные рекомендации для укрепления договора.
Конференцию проводил секретариат самого ДКБ (в договор входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) и комитет Совета федерации по делам СНГ. Последние несколько лет (с 1999 года, когда в ДКБ осталось минимальное количество участников) всеми единодушно были признаны успешными - договор стал Организацией, появились Коллективные силы быстрого реагирования, утверждены приятные для большинства стандарты военно-технического сотрудничества (страны ДКБ получают технику и вооружение по внутренним ценам поставщика, то есть в основном России).
Новые планы обширны: например, придать коллективным силам быстрого развертывания (КСБР) миротворческие функции. Или уже в качестве ОДКБ налаживать отношения с более-менее аналогичными региональными организациями, на первое место выносящими безопасность (ОБСЕ, НАТО). Генсек ОДКБ Валерий Николаенко в такую возможность вполне верит, оговариваясь при этом, что его "коллега" генсек НАТО Джордж Робертсон как-то заявлял о приоритетности отношений со странами, а не с организациями. Глава исполкома СНГ Юрий Яров был более пессимистичен:
- Миротворческие силы СНГ выполняют миссию в Абхазии и Грузии. Но состав сил - только российский. А где же ОДКБ? Прежде чем ориентироваться на НАТО и ОБСЕ, нужно справиться с задачами здесь.
По мнению участников конференции, ОДКБ превращается из военно-политической структуры в политико-военную. Подтверждение - постоянные консультации разного уровня, в том числе и по Ираку. Как говорят специалисты МИД, в этом смысле между странами ОДКБ существует полное единство мнений - возможно только политическое урегулирование.
В октябре главы государств подписали устав ОДКБ. Чтобы он вступил в силу, необходима его ратификация всеми участниками, пока предполагается, что это может случиться к следующей встрече глав государств, намеченной на май будущего года. Впрочем, как раз ратификационные процессы - одно из самых слабых мест официальной деятельности и ОДКБ, и СНГ в целом. Например, из восьми государств, подписавших три года назад договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов, только в трех этот документ вступил в силу. Ненамного, но лучше ситуация со вступлением в силу соглашений по борьбе с преступностью и терроризмом.
По новому уставу все решения Совета коллективной безопасности как высшего органа ОДКБ являются обязывающими, с гордостью подчеркивал вчера Валерий Николаенко. За невыполнение - штраф, от приостановки членства до исключения. Прелесть нового устава и одновременно преграда для его ратификации состоит в том, что государства-"должники" могут быть лишены права голоса. Пока наиболее исполнительно платят взносы Россия и Казахстан, а для остальных новая система может стать реальным тестом их заинтересованности в строительстве системы коллективной безопасности.