Каспий - общенациональная проблема Ирана 31.12.2002
По сообщению политического обозревателя Би-Би-Си Джамшида Барзегара, в воскресенье, 29 декабря, министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази в очередной раз присутствовал на заседании меджлиса. Он был приглашен на это заседание для того, чтобы ответить на вопросы депутатов по поводу внешней политики страны в связи с проблемами Каспийского моря и по поводу предпринятых шагов для защиты национальных интересов Ирана в этом регионе.
Присутствия Камаля Харрази на заседании меджлиса потребовали 84 депутата, однако на воскресном заседании было объявлено, что несколько депутатов отказались от своего требования.
Депутаты, выступающие с критикой внешней политики страны, считают, что в последние годы Ирану не удалось защитить свои права, в первую очередь в вопросе о крупных месторождениях энергоресурсов под дном Каспийского моря. Другие прикаспийские государства, заключив двусторонние и многосторонние соглашения изменили ситуацию в свою пользу.
Камаль Харрази не согласился с высказанными критическими замечаниями, однако вместе с тем подчеркнул, что хотя пока Иран не добился окончательных результатов, тем не менее он движется в правильном направлении.
Обращаясь к депутатам меджлиса, Камаль Харрази заявил: «Для решения проблемы правового статуса Каспийского моря требуется время, и в этом вопросе не следует проявлять излишнюю поспешность».
Подчеркнув, что договоры 1921 и 1940 годов между Ираном и бывшим Советским Союзом по-прежнему остаются в силе, Камаль Харрази отметил, что иранская сторона не согласна с предложениями других прикаспийских государств. Она продолжает отстаивать идею совместного использования ресурсов Каспийского моря.
Из пяти прикаспийских государств только Иран выступает за равный раздел ресурсов моря, при котором каждая сторона получит долю в 20%.
Россия, Казахстан и Азербайджан, подписав двусторонние соглашения, основой для определения доли каждого из прикаспийских государств считают протяженность береговой линии и скоординированную соответствующим образом срединную линию. Туркменистан также наглядно продемонстрировал свое намерение присоединиться к этим трем странам.
При таком правовом режиме доля Ирана с 20% уменьшится до 13%. Это вызвало в Иране большую озабоченность, и именно поэтому депутаты снова пригласили министра иностранных дел на заседание меджлиса.
Указав на эту озабоченность, Камаль Харрази сказал, что проблема Каспийского моря носит общенациональный характер. Не учитывать это нельзя, и права Ирана должны быть соблюдены.
В результате достижения другими прикаспийскими государствами общего согласия без учета требований Тегерана иранская дипломатия оказалась в трудном положении. Теперь будет значительно сложнее добиться приемлемой доли при разделе ресурсов Каспия.
В прежние годы Россия проводила примерно такую же политику, как и Иран, однако в течение двух последних лет Москва постепенно все больше отдалялась от своих прежних позиций. Туркменистан шел по такому же пути. Все это означает, что Иран в деле определения правового статуса Каспийского моря в том виде, который представляется ему наиболее приемлемым, остался в полном одиночестве.
29 декабря Камаль Харрази, выступая в меджлисе, заявил: «Некоторые ошибочно думают, что мы, отстаивая свои права в Каспийском море, опираемся в своей политике на Россию. Это не так. Исламская республика Иран никогда не будет опираться на внешние силы для того, чтобы добиться соблюдения своих законных прав в зоне Каспия».
Вместе с тем член комиссии меджлиса по вопросам национальной безопасности и внешней политики Алаха Кулаи заявляет: «Прикаспийские государства используют нас для достижения компромисса друг с другом. Нашу карту постоянно разыгрывает Россия. Туркменистан также извлекает определенную выгоду, пользуясь нашим положением. Фактически, все, кроме иранского народа, используют преимущества, которыми располагает Иран».
Сложившаяся ситуация, в особенности трудности, с которыми сталкивается Иран в деле защиты своих интересов, свидетельствует о том, что при определении политической линии необходимо принимать во внимание такие факты, как обострение отношений между Ираном и США, присутствие Америки в регионе и ее заинтересованность в огромных запасах энергоносителей в Каспийском море.
По мнению многих специалистов, именно обострение ирано-американских отношений является одной из главных причин неудач Ирана в отстаивании своих интересов в Каспийском море.
В этой связи Алаха Кулаи напоминает: «Все усилия Америки, как одного из основных игроков в регионе, направлены на то, чтобы лишить Иран возможности защитить свои интересы в зоне Каспийского моря».
В подобной ситуации, когда другие прикаспийские государства все больше консолидируются друг с другом, следует четко представлять себе, к каким результатам приведет выжидательная позиция, которую с таким оптимизмом отстаивает Камаль Харрази.
Министр иностранных дел Ирана, выступая перед депутатами меджлиса, заявил: «Несмотря на обеспокоенность некоторых наших друзей по поводу переговоров по проблемам Каспийского моря, лично я не испытываю подобной обеспокоенности и считаю, что до сих пор наши переговоры проходили вполне успешно».
Иран.Ру