04.3.2003 15:36 MSK Русской газете в Киргизии запретили писать грамотно
Безработный житель Бишкека Тезекбаев от имени всего киргизского народа обратился в суд с иском против независимого русскоязычного еженедельника «Дело ?:», имеющего один из самых высоких тиражей в республике. В заявлении «о защите чести и достоинства» сказано, что газета оскорбляет его, как представителя титульной нации, тем, что пишет «Киргизстан» и «киргиз» по-русски, через букву «и», а не через «ы», как пишется по-киргизски.
Свои нравственные страдания этот гражданин (кстати, как выяснилось в суде, не владеющий русским языком - он потребовал переводчика) оценил в полмиллиона сомов (10 тыс. долларов). Подстраховавшись, истец со своими единомышленниками обратились к президенту Киргизии Аскару Акаеву. Администрация президента переправила его письмо председателю районного суда с резолюцией: «Рассмотрите всесторонне и объективно». Ответчик - главный редактор газеты «Дело ?:» Виктор Запольский расценил это как давление на суд.
Суд вынес просто потрясающее решение. С одной стороны, отказав в удовлетворении иска Тезекбаеву, с другой - фактически удовлетворив его требования. В своем частном определении суд обязал редакцию газеты «Дело ?:» «при дальнейшей публикации сообщений соблюдать Конституцию Кыргызской Республики и название государства, национальности кыргыз и других изложений, имеющих слово «кыргыз» или образованных от этого слова писать в соответствии с Конституцией:» За невыполнение этого требования газете грозит штраф.
Редакция газеты «Дело ?:» пережила за 12 лет своего существования многое: политические преследования, иски, штрафы, даже обвинения по уголовной статье «разглашение гостайны», сопровождавшиеся обысками в кабинетах и домах журналистов. Но главный редактор газеты «Дело ?:», ничем не был так потрясен, как этим судебным вердиктом. «Мы выпускаем газету на русском языке и пишем в соответствии с его нормами, - сказал он. - В грамматике русского языке нет слов, где после буквы «к» следует «ы», кроме слова «кыш». Таким образом, в богатой на всевозможные казусы судебной практике республики появился факт из ряда вон выходящий. Ведь орфография - это не правовая, а лингвистическая категория, являющаяся неотъемлемой частью любого языка, и правила писания устанавливаются не в судебном порядке, а в процессе развития самого языка. Кроме того, принятое судом частное определение является незаконным, противоречащим нормам Конституции и закона «Об официальном языке» (русском), который не допускает ущемления кого-либо по национальным признакам и гарантирует свободное развитие любого языка на территории Киргизии. Мы воспринимаем это определение как способ давления со стороны судебных органов на СМИ, выходящие на русском языке».
Владимир ПЕТРОВ