CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caapr.kz

Великий сосед хочет больше нефти из Казахстана

21 апреля 2003

19.04.03 Зауре Кистауова, эксперт Службы экономического анализа Агентства политических исследований "APR"

Великий сосед хочет больше нефти из Казахстана

Казахстан со своей огромной территорией и малочисленным населением счастливою (?) волей судьбы оказался богат на источники углеводородного сырья, которые в последнее время становятся объектом пристального внимания и интереса великих держав, сильных мира сего.

Китайская Народная Республика, великий сосед такой маленькой страны, как Казахстан, намерившись диверсифицировать свои источники энергоресурсов, решил сменить приоритеты в развитии своей нефтегазовой отрасли с Ближнего Востока на прикаспийские проекты. По сообщению китайской газеты South China Morning Post казахстанское правительство сейчас рассматривает возможность реализации оставшейся в государственной собственности 25.12% доли в CNPC-Актобемунайгаз, которая сейчас находится в управлении американской компании Access Industries.

Одним из возможных претендентов газета называет китайскую нефтегазовую компанию Petrochina, являющаяся подразделением крупнейшей китайской нефтегазовой компании Сhinа National Petroleum Corporation (CNPC).

Газета даже называет приблизительную сумму возможной сделки, которая колеблется около 878,5 миллионов долларов, так как, по мнению китайских аналитиков, 2-3 доллара за баррель является наиболее приемлемой ценой для казахстанской нефти при продаже активов. Это довольно крупная величина, если вспомнить, что в свое время, в 1997 году CNPC выиграло право приобретения 60% доли за 326 миллиона долларов. Среди других участников тендера назывались американские компании Texaco и Amoco, а также российское предприятие Южный мост.

Сейчас казахстанско-китайский CNPC-Актобемунайгаз разрабатывает месторождения в западной части Казахстана Кенкияк и Жанажол, запасы которых оцениваются в около 618 миллион тонн нефти и 40,7 миллионов газоконденсата. В настоящий момент предприятие производит около 12,000 тонн нефти ежедневно.

Данное обстоятельство примечательно тем, что две другие крупнейшие нефтегазовые компании Китая также намерены войти в один из крупнейших проектов Каспийского региона по разработке месторождения Кашаган.

Как сообщалось ранее средствами информации один из крупнейших акционеров консорциума Agip KCO, ведущего разведку на нефтяных месторождениях казахстанского сектора Каспийского моря, BG Group достигла договоренности о продаже 16,67% китайской China Petrochemical Corporation (или Sinopec Group) и крупнейшей в Китае компании по добыче нефти на шельфе China National Offshore Oil Corporation. По мнению аналитиков, увеличение присутствия китайских нефтегазовых компаний в казахстанских проектах объясняется ключевыми изменениями приоритетов в их экспансивной политике.

Нефтяной аналитик из гонконгского HSBC Гордон Кван считает, что основной целью китайских компаний в приобретении перспективных зарубежных проектов является стремление увеличить свою добычу нефти, так как внутреннее производство в Китае находится в стагнации и разработка новых месторождений у себя в стране может занять слишком много времени.

По данным российской газеты «Ведомости», Китаю давно уже недостаточно собственной добычи нефти - сейчас на долю импорта приходится примерно 27% из 220 млн. т. нефти, потребляемых за год.

Китай столкнулся с острой необходимостью найти более жизнеспособные альтернативные поставки нефти. Его быстро растущая экономика опустошает внутренние резервуары нефти. Растущая зависимость от импортируемой нефти, в особенности нефти из стран Ближнего Востока поднимает вопросы безопасности поставок, пишет информационное агентство Dow Jones Newswires.

По данным агентства, за последние 9 месяцев прошлого года Китай импортировал 25,7 миллион тонн нефти из стран Ближнего Востока, что составляет более 50% всего импорта нефти.

Китай всерьез начинает рассматривать Центрально-азиатские республики, а также и Россию как один из наиболее вероятных и перспективных дополнительных источников энергоносителей, обуславливая это также удобным геополитическими соседством и установившимися давними связями.

Очевидно, что одного желания сменить ориентиры в своей политике мало. По данным средств массовой информации, китайские нефтегазовые корпорации Sinopec, PetroChina и CNOOC саккумулировали от 4 до 6 миллиардов долларов на осуществление своих целей. Ранее PetroChina заявляла о своей заинтересованности участвовать в разработке Верхнечонского нефтяного месторождения в Иркутской области, ЮКОС вел переговоры о совместном освоении гигантских месторождений Восточной Сибири с китайскими компаниями CNPC и Sinopec.

Одной из самых запомнившихся событий иллюстрирующий попытку китайских компаний все же войти на российский рынок нефти явилось неудачная попытка СNPC участвовать в тендере на покупку Славнефти.

Причина неудачи скрыта в антилоббировании CNPC в российском правительстве. Высказывались опасения того, что попытка CNPC приобрести крупный пакет акций могла с успехом осуществиться и тем самым, по мнению россиян, могла нанести каким-то образом ущерб конкурентоспособности нефтегазовых компаний России.

Пока Китай терпит неудачу за неудачей в проникновении на российский рынок, Казахстан становится для него более привлекательным в смысле меньшей сопротивляемости.

Поднят из забвения проект по поставке нефти из западного Казахстана в западные регионы Китая длиной 4,300 километров, предварительное соглашение о котором было заключено более шести лет назад.

Предполагалось, что данный трубопровод будет продлен далее вплоть до Южной Кореи и даже Японии. Однако, дороговизна проекта, отсутствие достаточного количества нефти явилось основной причиной замораживания проекта.

Одной из причин возобновления переговоров о проекте, явилось определенное "раздражение" со стороны китайского правительства по отношению к китайско-российскому проекту Ангарск-Дацин-порт Находка. По мнению китайской стороны, проект сейчас приобретает скорее японскую направленность, и предполагаемая мощность в 50 миллионов тонн не является достаточной для покрытия потребностей Китая в российской нефти.

После ввода в эксплуатацию трубопровода Кенкияк-Атырау, китайская нефтекомпания CNPC уже всерьез заговорила о возможности строительства второго этапа строительства трубопровода в Китай. Под вторым этапом подразумевается строительство трубопровода от нефтеналивной эстакады Атасу в центре Казахстана до железнодорожного терминала на территории Китая Алашанькоу.

Однако на данный момент казахские приобретения нисколько не увеличивают возможность заполнения предполагаемой трубы, мощность которой подразумевается на уровне 20 миллионов тонн нефти в год. Не исправит ситуацию ни предстоящее завершение сделки в Кашаганском проекте, ни возможная покупка оставшейся доли в СNPC-Актобемунайгазе.

По мнению экспертов, возобновившиеся переговоры о строительстве трубопровода являются индикатором того, что Китай подготавливает базу для увеличения импорта нефти из Казахстана.

Повышенная заинтересованность Китая в резервах Каспийского региона, растущая внутренняя потребность в энергоносителях, а также ряд других факторов, в том числе и геополитических, свидетельствуют о том, что все это является лишь началом мощной экспансии нефтегазовых компаний Китая в Каспийский регион.

caapr.kz

Предыдущая статьяТАДЖИКИСТАН ГОТОВИТСЯ К ОЧЕРЕДНОМУ ПЕРЕПИСЫВАНИЮ КОНСТИТУЦИИ
Следующая статьяВ БАКУ ПРОЙДЕТ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ИНВЕСТИРОВАНИЕ В АЗЕРБАЙДЖАН - ВОРОТА В НОВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА"