МЛАДЕНЕЦ РОДИЛСЯ С ЗУБАМИ Партнеры по ОДКБ будут соседствовать и учиться у НАТО Илья МАКСАКОВ, "Известия"
О задачах созданной на саммите в Душанбе 28 апреля Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в пятницу в офисе Интерфакса рассказывал генеральный секретарь Совета коллективной безопасности (СКБ) Николай Бордюжа - впервые в новом качестве. Одним из направлений деятельности ОДКБ он назвал противодействие общим вызовам и угрозам - терроризму, наркомании, организованной преступности и незаконной миграции. Однако первое заявление об "адекватных действиях" прозвучало в адрес НАТО.
Вообще-то ОДКБ стремится к сотрудничеству с НАТО. Тем более, сказал Бордюжа, "у нас есть общие задачи и проблемы". В то же время генсек СКБ не очень понимает, для чего наращиваются силы НАТО в Грузии, создаются и совершенствуются инфраструктуры альянса в непосредственной близости от границ стран ОДКБ.
- Разве есть угроза военного вторжения? - недоумевает Бордюжа. - На любое действие, связанное с усилением военных группировок на любом направлении, государство должно отвечать соответствующими адекватными усилиями, которые мы будем предпринимать в пределах ближайшего окружения ОДКБ.
А потому важнейшим направлением деятельности ОДКБ является военное. Создается объединенный штаб организации, который примет на себя оперативное руководство Коллективными силами быстрого реагирования (КСБР), которые состоят из четырех батальонов. Для их усиления в конце июля на военном аэродроме Кант в Киргизии будет открыта военная база, где будут базироваться истребители ВВС России. Прорабатываются предложения по формированию региональных военных структур. Бордюжа напомнил, что на основе двусторонних договоров созданы западная и южная войсковые группировки: Россия-Белоруссия и Россия-Армения.
Кстати, в Киргизии, как и в Грузии, российские военные будут соседствовать с американскими. Николай Бордюжа надеется, что американские войска будут действовать в Центральной Азии только на период проведения антитеррористической операции в Афганистане. Пока присутствие НАТО в Центральной Азии не вызывает беспокойства у России. К тому же в самом Афганистане стало как-то неспокойно: появилась тенденция к активизации структур "Талибана".
Если же говорить о приятном, то создание ОДКБ Бордюжа считает первым серьезным шагом на пути формирования полноценного военно-политического блока на постсоветском пространстве. Союз Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана носит исключительно оборонительный характер. В случае угрозы суверенитету и национальной безопасности одного государства все остальные рассматривают это как нападение на собственную страну. ОДКБ открыта и для других постсоветских государств, среди которых, уверен генсек, непременно появятся те, кто пожелает войти в состав организации (кстати, в Тбилиси уже присматриваются к ОДКБ, но с тем, чтобы вовремя выразить протест в случае расширения КСБР за счет российских баз в Грузии).
Таким образом, формирование нового военно-политического блока можно считать свершившимся фактом. Глава комитета Госдумы по делам СНГ Андрей Кокошин сказал "Известиям", что у ОДКБ есть возможность стать сильной региональной организацией по безопасности. В то же время она не должна повторять ошибки своих предшественниц.
- Надо учесть опыт и Варшавского договора, и НАТО, и некоторых других организаций, - считает Кокошин. Но ОДКБ призвана отвечать на несколько другие вызовы безопасности. По мнению Кокошина, НАТО исторически оказалась более успешной организацией, чем Варшавский договор, хотя бы в отношении экономической интеграции. Поэтому уже сейчас надо думать о новом уровне деятельности ОДКБ.
"Пограничные посты превратятся в кемпинги, как в Европе"
В пятницу в Астрахани 120 функционеров России и Казахстана обсуждали, как исполнить волю президентов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, которые на недавнем саммите в Омске договорились синхронизировать действия на общей границе, сделать ее объединяющим, а не разъединяющим фактором. "Через три-четыре года таможенных постов между нашими государствами уже не будет", - сказал "Известиям" сопредседатель подкомиссии по приграничному сотрудничеству российско-казахстанской межправительственной комиссии вице-министр экономики и торговли Казахстана Галым Оразбаков.
Приграничная подкомиссия собиралась в третий раз. Для начала обсуждали, как выполняются решения, принятые восемь месяцев назад на предыдущем заседании. Решений было тридцать. Большинство так и остались на бумаге. "Осуществляется много всяких движений, но не всегда есть результат", - прокомментировал ситуацию председатель российской части подкомиссии замминистра экономического развития и торговли России Виталий Шипов. Затем редактировали новый протокол. И в нем вновь обнаружились пункты, которые невозможно выполнить.
Например, в русле понравившейся президентам идеи о создании на границе единых пунктов пропуска решили было начать с создания двусторонних групп по совместному досмотру транспорта на пограничных переходах с целью пресечения незаконного оборота наркотиков. Но выяснилось, что это невозможно не только потому, что представителю другого государства, будь то и коллега-таможенник, находиться в зоне контроля на пункте пропуска запрещено, но и потому, что с пунктами пропуска чехарда. Многие российские пункты расположены вовсе не на границе, а, например, в 60 километрах от нее (то есть привязаны не к границе, а к инфраструктуре населенных пунктов). Чтобы участвовать в совместных группах, коллеги-пограничники, таможенники и прочие проверяющие не наездятся из страны в страну. Плюс к тому у России 75 пунктов пропуска, а у Казахстана - 51.
Двойного досмотра не удается избежать даже в рамках одной страны. "Наши перевозчики взбешены тем, что их заставляют дважды выгружать овощи - сначала пограничники, через несколько километров - таможенники, - сказал "Известиям" замглавы администрации Алтайского края Николай Загайнов. - До недели простаивают со скоропортящимся товаром. Когда загружают - везти уже нечего".
Бывает, деньги стоят на границе в буквальном смысле. Когда российско-казахстанская граница из виртуальной превратилась в реальную, выяснилось, что внутригосударственные железные дороги нет-нет да заходят на сопредельную территорию. Обычные казахстанские поезда российские пограничники пропускают, а вот спецпоезда с банковскими ценностями - стопорят. Потому что их сопровождает вооруженная охрана. Она, получатся, нарушает наш закон об оружии. "Уральск не может получить наличные тенге. Проблема не терпит отлагательства", - пыталась внушить коллегам-россиянам зампредседателя Агентства таможенного контроля Казахстана Софья Серикбаева.
К концу заседания подкомиссия так и не смогла полностью согласовать семь листов протокола. "У нас общая система работы" - эта фраза, сказанная с трибуны в положительном контексте, очевидно, имеет и отрицательный. Но все же прогресс налицо. 2004 год будет годом России в Казахстане, работа над созданием единого экономического пространства, которое будет основываться на свободе перемещения жителей, товаров, капитала и трудовых ресурсов, продолжается. "Пограничные посты превратятся в кемпинги, как в Европе, и мы будем с вами там отдыхать и ездить друг другу в гости", - прокомментировал для прессы перспективы астраханский вице-губернатор Александр Жилкин.