CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ПРАГМАТИЗМ ПРОТИВ ГЕОПОЛИТИКИ

9 июня 2003

ПРАГМАТИЗМ ПРОТИВ ГЕОПОЛИТИКИ Куда смотрит Ашхабад?

На днях правительство Туркменистана подвело итоги международного тендера на поставку в республику труб для нефтегазового комплекса. В официальном сообщении перечислены зарубежные компании, ставшие победителями конкурса. Их список дал повод некоторым информационным агентствам усмотреть, мягко говоря, предвзятость в действиях туркменских чиновников. В частности, прозвучал упрек в том, что среди фирм-победителей отсутствуют российские поставщики.

Намек, мало того, что необъективный, о чем мы скажем позднее, но и явно запоздалый. Надуманные обвинения в том, что Ашхабад «отворачивается» от Москвы в пользу своих южных соседей или заокеанских корпораций, еще можно было бы как-то объяснить в конце 90-х, когда благодаря действиям некоторых российских монополистов экономическое сотрудничество между Туркменией и Россией было практически сведено к нулю. Сегодня ситуация совершенно иная, достаточно хотя бы вспомнить о подписанных в начале апреля в Москве крупномасштабных «газовых» туркмено-российских документах.

Между тем, как раз последний «трубный» тендер, а, вернее, его итоги можно считать весьма яркой иллюстрацией к проводимой туркменским правительством политике выбора экономических партнеров. Помнится, на заре независимости президент Сапармурат Ниязов нередко повторял тезис о том, что в определении бизнес-партнеров страны Туркменистан предпочитает не выбирать, а быть выбранным. Туркменский лидер имел в виду, прежде всего, открытость перед зарубежными инвесторами. Сейчас, по прошествии 12 лет с того момента, как на карте планеты появилось новое государство под названием Туркменистан, этот тезис Туркменбаши нуждается в некоторой корректировке. Ведь возглавляемая им страна за минувшие годы резко укрепила экономику, обрела свое место в международной системе координат и - спасибо нейтралитету! - избежала вовлеченности в региональные и иные геополитические противостояния. Поэтому сегодня Туркменистан уже может позволить себе выбор партнеров в той или иной сфере экономики. Но опять-таки выбор выбору рознь: Ашхабад так и не обрел привычку трепетать при одном лишь названии той или иной державы, которую представляет компания, желающая наладить сотрудничество с Туркменистаном. «Хотите стать нашими партнерами? - спрашивают здесь. - Тогда предложите более предпочтительные условия, нежели ваши конкуренты:»

Вот и в данном конкретном и, надо сказать, не очень масштабном для Туркменистана тендере (речь шла о поставке 46 тыс. тонн труб), в полной мере проявилась прагматичность правительства. Поскольку определялись поставщики для самых разных по профилю подразделений нефтегазового комплекса, то и список оказался достаточно широким. Среди победителей - как компании, хорошо зарекомендовавшие себя сотрудничеством с туркменскими партнерами в прошлые годы, так и новые «лица». К первой категории можно отнести зарегистрированную на Британских Виргинских островах компанию Datalink Tehnologies, представляющую (вот вам ответ на поставленный выше вопрос): Таганрогский трубный завод (Россия).

Не нуждались в дополнительной рекламе и такие традиционные поставщики продукции в Туркменистан, как украинское Сумское машиностроительное НПО и австрийская Voestalpine Tubulars.

Что же касается других победителей тендера - японской Sumitoma Corporation, британской Unixim, американских Barstov Trading и Desimal LLC, то здесь просматривается явное стремление туркменского правительства приглядеться к новым партнерам, оценить качество их работы с прицелом на более отдаленную перспективу.

И если американским компаниям достался лишь мизерный «кусочек» из разыгрывавшегося «пирога» в 47 млн. долл., то это снова не повод для выводов о геополитических устремлениях Ашхабада. Словно отвечая на этот вопрос, Сапармурат Ниязов дал высокую оценку развитию туркмено-американского сотрудничества за последнее время. Выступая на церемонии подписания трехстороннего соглашения о партнерстве в области развития электроэнергетики между правительством Туркмении, американской компанией «Дженерал Электрик» и турецкой фирмой «Чалык Энерджи», рассчитанной на период до 2011 года и предполагающей вложения в сумме 600 млн. долл. США, туркменский лидер сказал, что «при выборе этих партнеров Туркменистан далек от каких-либо политических соображений».

Туркменбаши напомнил, что совсем недавно был определен очередной этап долгосрочного партнерства с американской компанией «Боинг», которая в ближайшие годы поставит в Туркменистан еще три комфортабельных лайнера. На долгосрочной основе и весьма плодотворно работает на туркменском рынке американская же компания «Катерпилар», выпускающая современную автомобильную технику. Прочные контакты установились и расширяются с компаниями «Джон Дир» и «Кейс», поставляющими в республику американские сельскохозяйственные агрегаты.

«Нас привлекает исключительно высочайшее качество продукции и услуг, предлагаемых данными компаниями», - сказал Ниязов. Туркменский лидер подчеркнул, что Ашхабад исходит из аналогичных критериев и в определении других партнеров для взаимовыгодного и равноправного экономического сотрудничества.

Независимые наблюдатели обратили внимание на то, что, говоря о внешнеэкономических связях, Ниязов ни слова не сказал о геополитике. И это никого не удивило. Ну а специально для тех, кто с упорством, достойным лучшего применения, повторяет набившие оскомину фразы о так называемом «изоляционизме» Ашхабада, продолжим, в дополнение к уже названным фирмам, список серьезных экономических партнеров Туркменистана. Ведь в этом каталоге есть еще российский «Газпром», французская «Буиг», израильская «Мерхав», британо-арабская «Драгон Ойл», иранская «Добрал», турецкая «ГАП», немецкая «Сименс», Китайская государственная нефтегазовая компания, малазийская «Петронас», японская «Комацу», «Нефтегаз Украины»:

Чарыгельды АМАНОВ. © TURKMENISTAN.RU, 2003

turkmenistan.ru

Следующая статьяМИД РФ НЕ ПРИЗНАЕТ ОДНОСТОРОННИЙ ВЫХОД ТУРКМЕНИИ ИЗ СОГЛАШЕНИЯ О ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ