Выбор прагматиков /09 июня 2003 года/
Согласно информации, которую сообщили информированные источники в Пентагоне, Соединенные Штаты Америки намерены в ближайшее время начать глобальную переброску своих войск, дислоцирующихся сейчас в Западной Европе. Планируется разместить контингенты в восточноевропейских странах, а также в республиках Центральной Азии. Военные чиновники объясняют это тем, что угрозы со стороны России уже нет, а поэтому линейное построение на западе Европы уже не отвечает современным требованиям безопасности. Аналитики американского оборонного ведомства уверяют, что угрозой 21 века является международный терроризм, который берет свои корни в государствах Ближнего Востока и Центральной Азии. В этой связи отдаленность от возможных театров военных действий сильно беспокоит Вашингтон. Есть и еще одна причина, по которой Белый Дом задумал столь дорогое удовольствие, как передислокация своих частей и подразделений, а также тыловых баз и командных пунктов. Это Китай. Именно эта страна рассматривается в Пентагоне как наиболее вероятный противник США на ближайшее время. Более того, Пекин уже сейчас на равных конкурирует с Вашингтоном в Юго-Восточной Азии, и как показывают статистические отчеты, у него это не плохо получается. В свете всего вышеизложенного, без усиления влияния в центрально-азиатском регионе Америке будет крайне сложно противостоять Китаю. Выбор союзника всегда очень сложное дело, ошибка в котором может стоить очень дорого. В последнее время Казахстан и Узбекистан всеми силами пытаются захватить лидерство в Центральной Азии. Иногда кажется, что эта конкуренция может перерасти в гонку вооружений. Это даже вызвало опасение у депутатов Бундестага, которые всерьез озабочены противостоянием двух государств. Более того, немецкие парламентарии приступил к подготовке ряда политических мероприятий, которые должны будут ослабить региональное соперничество в Центральной Азии. Именно стремление Ташкента и Астаны захватить лидерство в регионе, и будет служить определяющим фактором для выбора Вашингтоном союзника, тем более, что ни одна страна не скрывает симпатий, а иногда даже открыто поддерживает все инициативы американской стороны. Здесь речь идет об Узбекистане, когда 26 апреля парламентарии одобрили военные действия союзников по антииракской коалиции.
Казахстан уже давно сотрудничает с США практически во всех областях. Астана стала первой из других среднеазиатских стран, которая была включена Вашингтоном в программу «Покровительственная антитеррористическая политика», которая нацелена на помощь Казахстану в защите от террористов энергетической системы республики - буровых скважин, нефти и газопроводов, тепло и электростанций. Сама поддержка, на оказание которой США выделяют около двухсот тысяч долларов, будет заключаться в обучении чиновников, ответственных за безопасность объектов энергетики.
Вашингтон также пытается, как можно глубже интегрировать страну в работу Северо-Атлантического Альянса. Военный атташе США в Алма-Ате будет получать от командования НАТО всю информацию о предстоящих учениях и других мероприятиях, чтобы затем передавать данные правительству Казахстана. Несколько дней назад в государственном департаменте США сообщили, что до конца этого года в Казахстане будет уничтожены все излишки стрелкового оружия. На эту программу уже выделено двести тысяч долларов. Некоторые аналитики полагают, что уничтожив излишки стрелкового оружия, которое в большинстве своем является российского производства, Соединенные Штаты в последствии будут навязывать казахской армии оружие своего производства. Всю серьезность намерений Белого Дома в адрес Казахстана подтверждает и тот факт, что агентство сокращения угроз при министерстве обороны США утвердило свой бюджетный план на следующий год, где нет расходной статьи на продолжение программы по ликвидации в республике пусковых площадок для межконтинентальных ракет и аэродромов для тяжелых бомбардировщиков.
Несмотря на то, что президент Узбекистана Каримов выступил с заявлением в котором одобрил военную акцию США и Великобритании против Ирака, Вашингтон с некоторой осторожностью относится к двустороннему стратегическому союзу с Ташкентом. В основном американо-узбекское сотрудничество развивается в области борьбы с терроризмом в Афганистане. Белый Дом всячески поддерживает стремление Узбекистана к более активному участию в международных проектах по постконфликтному восстановлению в Афганистане.
На двусторонние отношения с Америкой непосредственно влияет и подрыв демократических институтов выбора президента, так как Каримов практически избрал себя пожизненным лидером страны, и ситуация с соседним Туркменистаном. Наблюдатели отмечают, что вооруженные силы той и другой страны готовы в любой момент начать боевые действия. Наряду с этим идет укрепление приграничных районов. Так открыта новая застава на туркменском участке границы. Она будет выполнять обычные для пограничной службы функции - следить за сохранностью государственной границы и отлавливать контрабандистов. Сам факт открытия заставы таджикские власти объясняют плановой программой укрепления границ, отрицая, что на границе с Узбекистаном сложилась кризисная обстановка. Однако, несмотря на это, в Вашингтоне активно сотрудничают с Узбекистаном. Как стало известно из достоверных источников, в течение последнего года Ташкент получил три крупные партии средств. Первую в 43 миллиона долларов, было получено по программе «Помощь новым независимым государствам». Эта сумма составляла практически весь бюджет программы, так что остальные новые независимые государства не получили ничего. Вторую партию средств в 20 миллионов долларов Узбекистан получил по программе «Зарубежная военная поддержка». Средства предназначались для приобретения радиолокационного оборудования. Третья партия средств - два миллиона девятьсот тысяч долларов - была выделена из бюджета Агентства США по вопросам международного развития на поддержку в Узбекистане независимой прессы. Америка также выделяет денежные средства и на подготовку специалистов спецслужб. Стало известно, что первые сотрудники разведывательного подразделения Узбекистана прошли подготовку в учебных центрах департамента по борьбе с наркотиками США.
Итак, несмотря на то, что Вашингтон поддерживает тесные отношения одновременно с двумя странами, ему в скором времени придется остановиться на каком-то одном государстве, которое и станет тем стратегическим союзником для дальнейшего броска на Китай и Иран. Причем этот выбор необходимо делать быстро, так как, похоже, Москва не собирается уступать пальму первенства в этом регионе. Лидеры России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана поставили свои подписи под документом о создании Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Некоторые называют это попыткой российского президента создать в кратчайшие сроки военный блок из бывших советских республик перед лицом расширения НАТО. В. Путин приложил все свои усилия в то, чтобы вдохнуть жизнь в этот новый альянс шести, которому предстоит очень многое сделать. Согласно планам, планируется создание военных баз и усиление безопасности границ. ОДКБ декларировала до 1 января 2004 года создать в Центральной Азии силы быстрого реагирования (СБР), которые будут насчитывать 6000 солдат и, по меньшей мере, две дюжины боевых самолетов. СБР будут размещены на авиабазе в Канте.
Как видно договор о коллективной безопасности не подписал Узбекистан. Скорее всего, Ташкент и будет рассматриваться Вашингтоном в качестве союзника в центрально-азиатском регионе. Однако здесь есть несколько моментов, которые могут заставить американских политиков пересмотреть свое отношение в пользу Астаны. Прежде всего, это касается геополитического положения Казахстана, который находится на стыке Азии и Европы. Поэтому ему предназначена роль связующего звена между Россией и Китаем, между Россией и центрально-азиатскими государствами, а через них и с Ближнем Востоком и Юго-Восточной Азией. Казахстан, располагая значительным экономическим потенциалом с одной стороны, и географическим положением на евроазиатском материке с другой, объективно становится одной из ведущих стран СHГ, что делает его более привлекательным для США. Кроме этого, Казахстан выгодно отличается от других республик региона своим стабильным внутриполитическим положением, что также немало важно для стратегического партнера. В любом случае, какой бы выбор не сделали в Белом Доме, он будет характеризоваться прагматическим подходом, который так присущ американской внешней политике в последнее время.
Евгений Шульц