Может ли Азербайджан сказать "да" антииранской коалиции?
ПРОВОДИМАЯ ИРАНОМ ПОЛИТИКА ДАВЛЕНИЯ НА "НЕБОЛЬШИХ" СОСЕДЕЙ УСИЛИВАЕТ АНТИИРАНСКИЕ НАСТРОЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Несколько лет назад, когда звучали мнения о смене режима в Иране, возникал вопрос, каким путем возможны эти изменения - постепенно, путем демократизации системы или внезапно, путем военного вмешательства. Этот вопрос стал сегодня одним из основных в мировой политике. После военных кампаний США в Афганистане и Ираке взоры обратились на Иран, и при этом вознгикает вопрос: какую роль может сыграть в антииранских операциях Азербайджан?
В отличие от событий в Афганистане и Ираке Азербайджан пока не занял однозначной позиции. Министр иностранных дел Вилайет Гулиев заявил, что официальный Баку верит в возможность разрешения всех проблем самим иранским обществом. Однако наряду с этим Азербайджан, судя по всему, намерен тресно сотрудничать в данном вопросе с США. Еще в мае прошлого года посол США в Азербайджане Росс Уилсон отметил, что регулярно консультируется с президентом Гейдаром Алиевым по вопросам, связанным с Ираном, а его замечание "Г.Алиев хорошо понимает нашу позицию" свидетельситвуют, что эти консультации небезрезультатны. Сам факт подобных консультаций, безусловно, указывает на важную роль, отводимую США Азербайджану с его ключевым геостратегическим положением в антииранской коалиции. К обсужденияс иранской проблемы привлекаются и высокопоставленные военные Азербайджана - в Белом доме полагают, что всесторонняя поддержка Азербайджаном планов США по установлению в Иране демократического режима имеет важное значение. Однако слова В.Гулиева "внешнее вмешательство во внутренние процессы далеко не всегда приносит желаемые результаты" позволяют думать, что в отношкении Ирана Азербайджан проводит другую политику, нежели Афганистана и Ирака. Это и понятно, ибо у нашей страны протяженная граница с Ираном - 994 км, в т.ч. 793 км сухопутная и 201 - морская, что вынуждает Азербайджан действовать предельно осторожно. Здесь речь идет также о судьбе азербайджанского населения Ирана.
По мере расширения сотрудничества Азербайджана с США в области безопасности усиливаются попытки давления Ирана на нашу страну. Нарушение иранским самолетом воздушного пространства Азербайджана накануне Дня республики 28 Мая отнюдь не случайно. Однако подобные действия соседней страны делают для Азербайджана стратегическое сотрудничество с США еще привлекательнее, усиливают в азербайджанском обществе антииранские настроения.
Все это не значит, что США уже строит планы военного вторжения в Иран с использованием территории Азербайджана. В заявлениях официальных лиц Вашингтона ничего не говорится о подобных планах. В своем интервью на эту тему посол Р.Уилсон отметил: "США активно сотрудничают с Азербайджаном с тем, чтобы использовать свое влияние для возвращения Ирана в полноправные члены международного сообщества". В Баку же считают, что прогнозы об использовании территории Азербайджана в ходе военной операции против Ирана ошибочны, поскольку Азербайджан в любом случае не заинтересован в дестабилизации обстановки в соседней стране, предпочитая, чтобы режим в Иране сменился усилиями исключительно политических сил этой страны. По словам одного азербайджанского дипломата, иранский режим в отличие от того же иракского пришел к власти путем выборов, и потому зарубежное вмешательство может привести к объединению иранского общества против общего врага.
Официальный Баку полагает, что отсутствие единого руководства и политической программы студенческого движения в Иране показывает, что ожидать смены режима в ближайшем будущем не приходится, однако путием санкций со стороны международных организаций мрожно поколебать устои нынешнего режима.
Значительное место в планах относительно Ирана занимает азербайджанское население этой страны, широко представленное как в руководстве, так и оппозиции своей страны. Кроме того, Тебриз издавна снискал репутацию города революций; в феврале 1978 г. именно здесь по сути было положено начало антишахскому движению, позже вылившемуся в исламскую революцию. В Иране все еще помнят фразу Саттархана, сказанную в начале прошлого века: "Тебриз подобен каменному котлу - поздно разогревается, но поздно и остывает". Все это дает повод США отводить азербайджанцам особую роль в планах построения в Иране демократического режима. В последнее время представители Государственного департамента и Пентагона проводят встречи с руководителями Движения национального пробуждения Южного Азербайджана и другими демократическими организациями. По некоторым данным, представители Вашингтона регулярно контактируют и с иранскими диссидентами, действующими в Баку. По мнению аналитиков, Вашингтон отводит иранским азербайджанцам еще более важную роль, нежели иракским курдам.
Что же сулит нам поддержка планов США по смене режима в Иране?
В первую очередь нужно подчеркнуть, что сотрудничество США с Азербайджаном в этом вопросе значительно укрепляет позиции Азербайджана в регионе со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, в случае успеха Азербайджан получит соседа, уважающего принципы добрососедства и невмешательства в дела других стран, исповедующего демократические ценности, чуждого религиозного фанатизма и радикализма. Однако подход Азербайджана к Ирану, безусловно, иной, нежели к Афганистану и Ираку. В этом вопросе сотрудничество с США должно быть завуалированным и осторожным, с получением надежных гарантий безопасности и уважения своих интересов. Особое место среди таких вопросов должна занимать судьба 30-миллионного азербайджанского населения Ирана, в противном случае никто не даст гарантий, что новый режим не будет проводить политику ассимиляции азербайджанцев, как и прежние.
Ильхама ГАСЫМЛЫ, 525-я газета