CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

strana.ru

Каспий на пятерых не делится

23 июля 2003

Каспий на пятерых не делится

Национальная информационная служба Страна.Ru

Угодников Константин, 23 июля 2003

В Москве открылось десятое, юбилейное заседание рабочей группы по урегулированию статуса Каспийского моря. И хотя специальный представитель президента России по вопросам Каспия и заместитель министра иностранных дел Виктор Калюжный еще до начала саммита успел выразить оптимизм по поводу его результатов, сам процесс урегулирования идет весьма сложно. Проблема не только в диаметрально противоположных интересах бывших республик СССР и Ирана. Как показала практика, сторонам легче договариваться на двусторонней основе. Многосторонние раунды переговоров до сих пор заканчивались не слишком большим прогрессом.

В последнее десятилетие район Каспийского моря стал ареной столкновения как экономических, так и геополитических интересов многих стран мира. Клубок противоречий уже не первый год пытаются распутать не только правительства пяти прикаспийских государств, но и представители Соединенных Штатов Америки и Европейского союза. Последними двигает перспектива бесперебойных поставок энергоносителей из каспийского региона, однако сами приморские государства никак не могут поделить ресурсы Каспия.

Битва за энергию

В начале 90-х годов прошлого столетия весьма сложная экономическая ситуация заставила Азербайджан явочным порядком начать ускоренное освоение разведанных еще во времена Союза месторождений газа и нефти на западном побережье Каспия. Причем, делалось это без соответствующего юридического оформления прав того или иного государства на них. Действовавший в то время советско-иранский договор о разделе Каспийского моря после распада СССР потерял свою юридическую силу, а новое соглашение, теперь уже между пятью государствами - Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменией - не подписано до сих пор. Этому, как известно, по-прежнему мешает весьма жесткая позиция Ирана. Он настаивает на том, чтобы на Каспии либо действовали договора от 1921 и 1940 годов, в соответствии с которыми и дно, и водная поверхность оставались в общем пользовании прикаспийских государств, либо и дно, а акватория Каспия делились по принципу "всем поровну" - по 20 %. Между тем, сейчас Ирану принадлежит 14 % шельфа Каспия.

В случае же, если победит позиция исламской республики, граница территориальных вод этой страны может оказаться на 50 - 80 километров севернее так называемой линии Астара-Гасанкули, ранее являвшейся границей СССР. И тогда под юрисдикцию Ирана попадут нефтяные месторождения Араз, Алов и Шарг, ныне разрабатываемые международным консорциумом по договору с правительством Азербайджана. На последнее претендует и Туркмения. Шарг в официальных документах Ашхабада сейчас носит название Алтын - Асыр. Более того, подданные Туркменбаши пытаются оспорить права еще на два месторождения, разрабатываемые Азербайджаном - Чираг и Азери (в туркменском варианте - Осман и Хазар). Многочисленные переговоры двух стран не увенчались успехом до сих пор. Одновременно с этим Ашхабад выступает и против иранских предложений по разделу Каспия, опасаясь за сохранность уже туркменских запасов газа.

До последнего времени не менее сложная ситуация складывалась и в северной части Каспийского моря. Здесь переплелись интересы Азербайджана, Казахстана и России. Причем, спор шел не только об углеводородных месторождениях, но и о принадлежности биоресурсов. В первую очередь, о районах вылова осетровых пород рыб. Однако общий язык найти все же удалось. "Ратифицированы практически все договора между Россией и Казахстаном, а также между РФ и Азербайджаном, - отметил Виктор Калюжный накануне заседания рабочей группы, - Северная часть моря полностью открыта для бизнеса и инвестиций и имеет правовую защищенность". Тем не менее, отсутствие многостороннего соглашения все еще беспокоит Россию. И причины беспокойства кроются не только в экономической, но и в военной сфере.

Взрывоопасный регион

Ровно два года назад, 23 июля 2001 года, в южной части Каспийского моря произошел вооруженный инцидент. Два реактивных самолета ВВС Ирана вынудили исследовательское судно, принадлежащее компании «BP-Amoko» покинуть район месторождений Араз - Алов - Шираг, расположенный севернее территориальных вод исламской республики. Одновременно с этим иранские вооруженные силы начали сосредотачиваться на границе с Азербайджаном. А в Тегеране даже заговорили о том, что, дескать, Азербайджан всегда был провинцией Персии. Только ценой громадных усилий дипломатов России, США и других стран эту историю удалось замять. Между тем, сам факт применения вооруженных сил в решении спора вокруг Каспия заставил другие прикаспийские государства задуматься о своей безопасности.

Свои военные группировки в регионе наращивают и Россия, и Казахстан, и Туркмения. Россия за последние несколько лет пополнила ее новыми кораблями, самолетами-амфибиями, патрульными корабельными вертолетами, доукомплектовала бригаду морских катеров, достроила военный аэродром в Каспийске и разместила там бригаду морской пехоты. Усилила свое военное присутствие и Астана. Вооруженные силы Казахстана на Каспии сейчас составляют три тысячи военнослужащих, 10 катеров береговой охраны и три вертолета. В городе Актау было открыто Высшее военно-морское училище Министерства обороны Казахстана.

И даже официально отказавшаяся иметь свои военно-морские силы Туркмения закупила не так давно на Украине 20 быстроходных судов, вооруженных крупнокалиберными пулеметами. А если учесть, что после распада Союза в этой республике осталась самая крупная в Средней Азии авиационная группировка, а вооруженные силы Азербайджана после раздела советской армии получили 25 процентов вооружения Каспийской флотилии, то можно смело утверждать, что этот взрывоопасный регион буквально напичкан оружием. И достаточно только небольшого повода, чтобы разразился крупномасштабный военный конфликт.

Впрочем, пока переговаривающиеся стороны не склонны поддаваться эмоциям. Более того, каждый из представителей пяти государств как заклинание повторяет слова о том, что плохой мир лучше доброй ссоры. На проходящем в Москве заседании рабочей группы по разделу Каспия в числе прочих обсуждается даже возможность проведения в этом году многосторонних переговоров на уровне министров иностранных дел. Что касается Ирана, то он, по словам Виктора Калюжного, "проявляет позитивную активность в поисках компромиссного решения имеющихся вопросов".

Между тем, специальный представитель президента Ирана по вопросам Каспийского моря Мехди Сафари, прибывший в Москву для участия в заседании, в интервью агентству ИРНА указал на "необходимость решения вопросов Каспия и выработки правового статуса этого водного бассейна на основе международного законодательства". Отвечая на вопрос о позиции Ирана по Каспию, он сказал, что Иран, исходя из международного законодательства, предложил техническую формулу раздела, на основании которой доля Ирана составит от 19,9 % до 20,3 % Каспия. "Эта формула согласуется с международным законодательством и другими примерами, существующими в мировой практике", - подчеркнул он. По словам Сафари, любая односторонняя акция, двух- или многостороннее соглашение имеет законную силу только в случае их одобрения всеми пятью прикаспийскими государствами.

strana.ru

Следующая статьяВ Узбекистане раскопали буддийское святилище