Особенности национального трайбализма
Аскар УМАРОВ, "Новости недели", 29 (145) от 23 Июля 2003 г.
Говорят, что стоит встретиться двум казахам, и через некоторое время они выяснят, что являются родственниками. Практически каждая такая встреча начинается с вопроса: «Руын кiм?» (Из какого ты рода?). Ведь казахи стараются сохранить информацию о своей генеалогии. Это сидит глубоко в подсознании даже самых урбанизированных моих сородичей. В большинстве семей до сих пор бережно хранят шежiре - родословные записи, включающие в себя, как миниум, семь поколений предков по мужской линии. Иногда они включают и выдающихся женщин
История
Если уж рассматривать общее генеалогическое древо казахов, то родоначальником этого этноса можно считать Иафета, сына Ноя. От него пошли разные народы, в числе которых были и тюрки. Именно они стали основой этногенеза казахов. Можно, конечно по-разному относиться к этой версии, однако в Южном Казахстане до сих пор утверждают, что Ноев ковчег причалил не где-нибудь, а именно к местной горе Казыгурт.
Казахи были кочевым народом, а потому у них, в отличие от оседлых народов, у которых структурной единицей государства был населенный пункт, эту роль выполняли роды. Они объединялись в союзы - жузы, которые нередко переводят с казахского как «сотни». Всего у казахов три жуза - Старший (yлы), Средний (Орта) и Младший (Кiшi). Представители первого базируются в основном в южной и юго-восточной части Казахстана, Среднего - в центральной, восточной и северной, а Младшего - в западной.
Кстати, некоторые историки говорят о неправильном переводе названий жузов. По их мнению, Улы - это Великий, а Орта - Центральный. Причем наименования были получены не по числу принадлежавших к ним кочевников (Кiшi жyз был самым многочисленным), а по старшинству входивших в их состав родов. Определялось это тем, чей предок старше (атасы yлкен).
История возникновения этих трех крупных объединений родов малоизвестна. Наиболее распространенная версия, что у Алаш-хана, которого казахи считают своим предком, было в подчинении три сотни отборных джигитов. Они и стали основателями родов. Насколько это соответствует истине, никто не может сказать, но известно, что многие роды получили свои наименования от знаменитых предков. К моменту создания Казахского ханства три жуза уже существовали как сильные племенные объединения. Доподлинно известно, что в процессе этногенеза казахов к ним присоединялись разные роды. Поэтому нередко во время застолий родственники подтрунивают друг над другом: «Ты ногаец (монгол или еще кто-нибудь), а не казах!».
Своеобразие
У каждого рода можно найти какие-то особенности. В доверительной беседе вам обязательно расскажут, чем представитель того или иного рода отличается от других. К примеру, я обратил внимание, что представительницы алимов (род Старшего жуза) отличаются светлой кожей и высоким для многих казахов ростом. Про найманов из Среднего жуза говорят, что они рыжие, хотя это не всегда так.
Современный фольклор уже успел отметить самый многочисленный род Младшего жуза - адайцев. Поговорка о них сегодня звучит так «Аспанда - kyдай, жерде - мyнай, арасында - адай», что дословно переводится как «На небе - Бог, в земле - нефть, а посередине - адайцы». Чего-чего, а «черного золота» в Западном Казахстане хватает, а это как раз земли Младшего жуза.
Существуют также различные прозвища у родов. К примеру, найманов и аргынов называют казахскими евреями (считается, что они умные и хитрые). А род шапрашты из Старшего жуза иначе как «родом президента» не называют.
Нередко приходится слышать: «не бери жену из Чимкента, они там все ушлые», «не сватайся к среднежузовцам, будешь под каблуком у жены», «из Младшего жуза невестки хорошие, а родня спесивая». На этот счет даже есть такой анекдот: «Сидят две бабушки у подъезда, одна из них плачет. Вторая интересуется, мол, в чем дело. Та отвечает: «Да вот вчера сын невестку привел, а она русская». Вторая: «Это что! Мой жену из такого-то рода взял, так ведь я не плачу». Но это всего лишь фольклор.
Глубокие корни
Запрещается жениться, если у жениха и невесты есть какое-то родство, прослеживаемое до седьмого колена. Объясняется это желанием избежать кровосмешения. Женитьба на родственнице всегда каралась очень строго. В казахской легенде «Калкаман» рассказывается о любви джигита Калкамана к своей дальней родственнице. Об этом прознал глава рода Аргын-бий. Юноша подвергся строгому наказанию: ему предстояло проскакать через строй своих соплеменников, вооруженных луками. Если хоть один мужчина рода посчитал бы его виновным, убил бы. Однако все стрелы просвистели мимо, никто не отважился прервать молодую жизнь. Но джигит, не в силах вынести позора, не останавливая коня, ускакал в неизвестном направлении. Этим он обрек себя на самое жестокое наказание - добровольное изгнание из рода.
Во время застолий казахи любят похвастаться достижениями своих предков. Кипчаки обязательно расскажут, что они ходили походами вплоть до Византии, конраты вспомнят, что старшей женой Чингисхана была девушка из их рода, а аргыны отметят, что гунны их прямые предки. Затем приходит очередь гордиться знаменитыми батырами и биями. Шапраштинцы обязательно вспомнят о Карасай батыре, кипчаки - батыра Кобланды, аргыны - Богембая и т.д. И уж в конце спора кто-нибудь обязательно отметит, что сейчас определенный высокий чин является выходцем из их рода. Намеренно не стану называть родовую принадлежность членов нашего правительства, да это и неважно.
Чужие среди своих, свои среди чужих
Есть у казахов два рода, которые не относятся ни к одному из трех жузов (жyзге жатпайды). Первые это - тoре, потомки Чингисхана. Некоторые этнографы связывают название этого рода со словом «тoр» - почетное место. Ведь в Степи тoре всегда занимали привилегированное положение. Именно из них избирались ханы, а некоторые среднеазиатские государства приглашали тoре к себе в качестве управителей. Чингизидами были многие выдающиеся люди, причем не обязательно ханы. Это и первый казахский ученый европейского уровня Чокан Валиханов, и боевой генерал царской армии Губайдулла Джангиров, и первый казахский инженер Мухамеджан Тынышпаев.
Вторая каста - это kожа, потомки исламских миссионеров, которые ассимилировались в среде казахов. Слово «kожа» - это видоизмененное «ходжа» - потомок пророка. В южных регионах республики можно встретить древние мавзолеи, построенные на могилах арабов, первыми принесших в Степь ислам. Kожа всегда считались образованным и ученым родом. Причем, в отличие от большинства казахов, они не кочевали, а вели оседлый образ жизни. Представители этого рода свято чтили Коран и являлись хранителями исламских традиций.
Особо стоит отметить туленгутов. Это представители разных народов и этносов, в силу каких-то причин оказавшиеся среди казахов. Преобладали среди них черкесы, киргизы, афганцы, встречались даже европейские народности. Мужчины, как правило, служили в личной гвардии хана, а женщины выполняли роль обслуги. Времена шли, и оказалось, что они такие же казахи, как и другие. По крайней мере, сегодня в паспортах они себя иначе не называют. Помнится, мне довелось познакомиться с одной бабушкой из Кокчетава, которая заявила, что она из рода киргиз. На мое замечание, что это не род, а целый этнос, она парировала, что ее предков некогда взял к себе на службу хан Абылай. С тех пор они именуют себя казахскими киргизами.
Кстати, видимо, не случайно в последнее время стало популярным утверждение «четвертый жуз». Сюда обычно включают все народы и этносы, проживающие в Казахстане и занимающие здесь свое достойное место. Признание их одним из жузов говорит о том, что их уже давно приняли за своих.
Стиль управления
Предание гласит, что когда создавалось Казахское ханство, эпический персонаж Асан Кайгы посоветовал властителям следующий принцип формирования государственной структуры: «Yлы жyзге kуруk берiп - малга kой, Орта жyзге kалам берiп - дауга кой, Кiшi жузге найза берiп - жауга кой» («Дай Старшему жузу курук (приспособление для ловли лошади) и пусть он следит за скотом; дай Среднему жузу перо и посади его сутяжничать; дай Младшему жузу копье и отправь его на врага»). Это, по существу, означало распределение функций государственной власти - хозяйственной, управленческой и военной. Наверное, не случайно немногочисленные казахские города располагались в основом на территории Старшего жуза, члены первой казахской политической партии «Алаш-Орда» большей частью были выходцами из Среднего жуза, а сокрушительную победу над джунгарами одержало ополчение, ведомое ханом Младшего жуза - Абулхаиром.
С приходом в Степь российской администрации местные установки стали усиленно разрушаться, поскольку лишь так можно было окончательно лишить казахов традиционного уклада жизни. Обязанности и распределение власти, и без того бывшие к тому времени нечеткими, стали разваливаться на глазах. Это подогревалось извне, когда представителям разных родов предоставляли несоответствующие им функции. Сегодня все смешалось и никто, естественно, не станет требовать возврата к прошлому. К примеру, разве выходец из Старшего жуза генерал-майор Сакен Жасузаков плохой военный? Никто ведь не подумает менять его на госсекретаря Имангали Тасмагамбетова, выходца из Младшего жуза, а на место последнего садить Зейнуллу Какимжанова (Средний жуз). Они и на своих местах неплохо справляются и разделение власти тут ни при чем. А коли какие-то начальники не справляются со своими обязанностями, то тут дело не в принадлежности к жузу, а в профессиональных качествах.
Просто казах
К сожалению, нередко историческое разделение казахов на роды становится предметом политических спекуляций. Часто появляются публикации, в которых авторы утверждают, что в Казахстане на почве трайбализма происходит некая борьба между племенами за власть.
Не секрет, что наша республика является ареной столкновения геополитических интересов и есть определенные силы, которым выгодна нестабильность на этой земле. Поэтому, чтобы разжечь внутриусобный пожар, делается некий сомнительный анализ принадлежности представителей тех или иных властных и политических кругов к определенному роду. К счастью, эти измышления не находят поддержки в массах.
На деле если уж борьба за власть происходит, то это, скорее, столкновение интересов региональных элит и крупных финансово-промышленных групп. У казахов уже давно произошло смешение родов, и нельзя утверждать, что Мангышлак - это земля исключительно Младшего жуза, Туркестан - Старшего, а Баянаул - Среднего.
Верность историческим корням и памяти предков сегодня, скорее, дань уважения традициям. Ведь только сохранив их, этнос может называться народом. Недаром в последнее время появились такие замечательные исторические книги, как «Кипчаки», «Аргыны», посвященные великим предкам. В Интернете появился сайт kazchronic.host.kz, в котором каждый казах может разместить свое генеалогическое древо. Его авторы, надеются в будущем благодаря полученным данным составить единое шежире всех казахов. Это поистине великое дело.
Ну а если современный казах не знает своего генеалогического древа, отчаиваться не стоит. Наверняка у кого-то из стариков того же рода сохранилось шежире, где можно найти и своих предков. А пока на вопрос, из какого ты рода, можно отвечать просто - «казахского». Ошибки, по крайней мере, не будет.