CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ИРАН И УРАН: ОПАСНАЯ РИФМА

30 октября 2003

ИРАН И УРАН: ОПАСНАЯ РИФМА Елена Супонина

ПОЛИТКОМ.РУ

В эти дни в штаб-квартире Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене специалисты пытаются разобраться с ворохом документов по ядерным программам, предоставленных Ираном в конце прошлой недели. Причем, как не устает подчеркивать Тегеран, эти программы мирные. Иранцы, таким образом, успели отчитаться перед МАГАТЭ до 31 октября. Напомним, 12 сентября агентство приняло резолюцию, требующую от иранцев предоставления такого отчета до конца текущего месяца, иначе Ирану грозил перевод дела в Совбез ООН и международные санкции. Иран успел. И тем самым одержал, по образному выражению иранского президента Мохаммада Хатами, победу в "боксерском поединке с сильным и нечестным противником", то есть с США.

Победа, по мнению Тегерана, заключается в том, что иранцы доказали: их проблему можно решить путем переговоров. Ведь это не американские угрозы, а мягкие увещевания Евросоюза, России и самой МАГАТЭ заставили иранцев проявить гибкость и начать плотное сотрудничество с агентством. Произошло это после того, как на прошлой неделе Тегеран посетили: сначала гендиректор МАГАТЭ египтянин Мухаммад Аль-Барадеи, а потом и министры иностранных дел Великобритании, Германии и Франции, сразу втроем. Что касается Москвы, то она как бы случайно, ссылаясь на технические причины, но как раз неделю назад объявила, что пуск атомной станции в иранском Бушере откладывается еще года на два.

Действительно, чего торопиться? Без ядерного топлива станция работать не будет, а свое топливо Россия не сможет поставлять до тех пор, пока Иран: а) не подпишет с Россией договор о возврате этого ядерного топлива в уже отработанном виде; б) не решит свои проблемы и с МАГАТЭ, и с США. Российские дипломаты и атомщики говорят, что очередность здесь именно такая: нас в первую очередь волнует Договор об ОЯТ (отработанном ядерном топливе), а потом уж все остальное. Но иранцы подозревают, и абсолютно правильно, что если бы не проблемы с МАГАТЭ и с США, то все коммерческие вопросы между Ираном и Россией по ОЯТ решались бы гораздо быстрее.

"Ну, представьте, как мы можем поставлять ОЯТ иранцам, если над их страной сгущаются тучи как раз из-за ядерных программ? Ведь ОЯТ может использоваться в военных целях", - объяснял автору на днях высокопоставленный российский дипломат, специалист по этой проблематике. Он признал, что с иранцами по вопросам ОЯТ есть много проблем, в том числе коммерческих: проблема цены, например. Иранцам мало того, что они хотят российское ядерное топливо покупать дешевле (идет жесткий торг). Уже отработанное топливо они хотят не просто отдавать обратно, а: продавать России же! Мол, если вам так нужно это ОЯТ, так вы его и покупайте.

Еще один спорный момент - сроки, в течение которых ОЯТ может накапливаться на территории Ирана перед возвращением в Россию. Иранцы хотели бы подольше накапливать ОЯТ, а потом возвращать его в Россию большими партиями. То есть, иранское предложение - больше, но реже. Россияне предпочли бы перевозить ОЯТ меньшими объемами, но чаще. Есть вещи, которые не говорятся официально, но анонимно наши чиновники объясняют, что опасаются хитрости иранцев: ведь чем больше объемы возвращаемого ОЯТ, тем больше возможностей что-то умыкнуть и оставить себе на военные разработки, при которых как раз ОЯТ и используется.

Параллельно Москва объединилась с мировым сообществом в требовании к Ирану прекратить обогащение урана собственными силами. Министр иностранных дел России Игорь Иванов на днях объяснил лично автору этих строк, что у Ирана есть право на процесс обогащения урана в мирных целях, но "лучше было бы его прекратить, это стало бы необходимым шагом по укреплению доверия, шагом доброй воли. Сегодня какой-то особой необходимости в обогащении урана у Ирана нет". В конце концов, обогащенный уран можно закупить у той же России, а все работы в области мирного атома с этим ураном иранцы должны поставить под жесткий контроль МАГАТЭ.

В Тегеране сейчас изучают и это требование, считая, что выиграли время: в Вене специалисты минимум месяц будут изучать предоставленные иранцами документы. Резолюция, принятая МАГАТЭ в отношении Ирана 12 сентября, не дает оснований "ожидать и требовать от агентства окончательных выводов к какому-то конкретному сроку", заметил автору постоянный представитель России при международных организациях в Вене посол Григорий Берденников. Хотя в пункте седьмом той самой резолюции оговаривается, что заключение по поводу предоставленной иранцами "ядерной" информации желательно сделать все-таки уже в ноябре.

К тому же сомнительно, чтобы к переданной в Вену документации нельзя было придраться. В частности, пока держится в секрете, а дал ли Тегеран ответ на вопрос, почему на атомном объекте в городе Натанз пробы окружающей среды, взятые специалистами МАГАТЭ, выявили следы не просто обогащенного, а высокообогащенного урана? Это наводит на мысль о проведении там неких военных разработок.

Официально иранцы говорят, что не производили высокообогащенный уран, однако есть не афишируемая информация, что признаки таких процессов эксперты МАГАТЭ обнаружили на специальном оборудовании атомного объекта в том же городке Натанз. Иранцы хитро объясняют, что эти современные установки оно еще вообще не использовали. К тому же оборудование это подержанное. Оно закуплено - пока, мол, даже не понятно, с какой целью (!) - в некоей стране. И следы обогащения урана - это от прежних работ в этой загадочной другой стране, возможно, ядерной державе. Назвать продавца иранцы отказываются наотрез, ссылаясь на коммерческую тайну, хотя резолюция от 12 сентября, требует, в том числе, "определить источник и дату получения таких предметов импорта". Ответили ли иранцы на все эти вопросы? Есть сведения, что их ответы и на этот раз недостаточно полны.

Это настораживает, так как есть и другие сведения: США хотят разобраться с Ираном жестко, и, если бы не кровавые беспорядки в соседнем Ираке, то американцы уже давно взялись бы за этот вопрос вплотную. Наши дипломаты рассказывают, что еще летом США требовали сразу, без всяких экспертиз МАГАТЭ, перевести вопрос в Совбез ООН для того, чтобы там добиться введения против Ирана международных санкций. А теперь американцы будут использовать любой повод, чтобы осложнить жизнь нынешним иранским властям, настроенным враждебно к США и Израилю.

Иранцы пока выиграли только время - по крайней мере, месяц. Они ведут сейчас те же игры, что и год назад иракский режим Саддама Хусейна. Осенью прошлого года Багдад, уступив международному давлению, предоставил ООН и МАГАТЭ ящики бумаг - это были отчеты и документация по иракским военным программам. Документы весили несколько десятков килограммов и были написаны на арабском, а не на английском языке. Расчет иракцев был ясен - выиграть время, погрузив международных экспертов в это бумажное море. Но теперь-то мы знаем, к чему привела эта игра. Ирак был никакой не кошкой, как он себе воображал, а всего лишь мышью, как и Иран сегодня. А кошка - США - тоже пользовалась взятым тайм-аутом, набираясь сил и удивляясь самонадеянности противника: ну где вы видели боксерские поединки между кошками и мышами?

28.10.03

Елена Супоина - заведующая международным отделом газеты "Время новостей", кандидат философских наук

politcom.ru

Предыдущая статьяУзбекистан отказывает
Следующая статьяВ Узбекистане будет представительство НАТО