Казахстан: независимость поневоле
Татьяна Дельцова, Би-би-си, Москва
Во вторник Казахстан отметил 12-ю годовщину своей независимости. За эти годы произошло немало. Перенос столицы в Астану, своя международная политика, свои скандалы, своя оппозиция.
Скептики утверждают, что эта страна никогда не была независимой, и речь может идти лишь об относительной финансовой самостоятельности ее политической элиты, которую в любой момент может пошатнуть тяжелая рука извне - Вашингтона ли, Москвы...
Другие усматривают в такой точке зрения происки Кремля, который любыми путями пытается удержать в своих объятиях бывшие советские республики.
Американские капиталы и технологии, казахстанская нефть и российские трубы. Судя по всему, это и есть условная формула независимости Казахстана, который последним из бывших советских республик провозгласил себя таковым. Парадоксально, но факт - Казахстан стал независимым поневоле.
Беловежские соглашения, подписанные Россией, Белоруссией и Украиной в 1991 году, поставили все остальные республики перед фактом: СССР распался. Инициатива Нурсултана Назарбаева сохранить Союз на конфедеративной основе потерпела фиаско.
У Казахстана не оставалось другого выбора. И 16 декабря 1991 года Верховный совет Казахской ССР принял свой акт о независимости. Хотя некоторые ведут начало обретения свободы Казахстаном с декабрьских событий 1986 года, когда казахская молодежь выступила против попытки Москвы поставить у руля республики кремлевского ставленника Геннадия Колбина.
Тогда протестующие алмаатинцы держали в руках ленинский лозунг: " Каждому народу свой вождь". Спустя несколько лет на посту первого секретаря Компартии республики оказался Нурсултан Назарбаев.
Получил ли казахстанский народ своего вождя? Гульжан Ергалиева, член политсовета движения "Демократический выбор Казахстана" считает, что "страна получила автократа, который в течении 12 лет строил систему личной власти".
Три державы
Казахстан признан международным сообществом как суверенное государство. Экономическое и политическое развитие этой страны определяют по меньшей мере три крупные державы: США, Китай и Россия.
Ермухамед Ертысбаев, советник президента Казахстана : "Если брать инвестиции, то здесь, безусловно, лидируют США. Они уже вложили в экономику Казахстана порядка 10-12 миллиардов долларов. И в этом смысле Америка очень сильно опережает Россию, которая просто была не в состоянии вкладывать живые деньги в таком обьеме в экономику соседней страны", - говорит Ермухамед Ертысбаев, советник президента Казахстана и доктор политических наук.
Основная доля американских инвестиций в Казахстане приходится на нефтяной сектор. Разработка нефтяных месторождений осуществляется, преимущественно за счет американских технологий.
Но транспортируется сырье пока только по российским трубам. Кроме того, на Россию приходится 70% экспорта и 80% импорта Казахстана.
Поэтому без северного соседа Астане явно не обойтись. Тем более, что Вашингтон не только дает деньги, но и периодически пугает Казахстан финансовыми разоблачениями. О чем свидетельствуют шумные компании в западной прессе о тайных вкладах высокопоставленных казахстанских чиновников за рубежом.
Довольно прочными выглядят и узы дружбы с Китаем в контексте так называемого контракта века о проектах разработки нефтегазовых месторождений Узень в Западном Казахстане и в Актюбинской оболасти, а так же строительства нефтепроводов из Казахстана в Китай (протяженностью 3 тысячи километров) и в сторону Ирана к границам Туркмении (протяженностью 250 километров).
Избегая грузинского варианта
Есть мнение, что смена власти в Грузии стала очередным серьезным сигналом для казахстанских властей, поскольку за отставкой Эдуарда Шеварднадзе многие усматривают влияние США.
В казахстанской оппозиционной прессе появились сообщения о том, что Казахстан решил подстраховаться и попросил помощи у Кремля. Это опроверг советник президента Ермухамед Ертысбаев. Он исключает развитие событий в Казахстане по грузинскому сценарию. По его словам, Шеварнадзе сгубила не политика многовекторности, а наоборот, чрезмерные экивоки в сторону США. В этом смысле Казахстан уповает на свое благоразумие и собственные ресурсы.
Ертысбаев говорит о пяти миллиардах долларах в национальном резервном фонде и называет Россию стратегическим партнером номер один, что, в принципе, мало противоречит утверждениям его оппонентов.