Азербайджан после Гейдара Алиева
Политики делятся своими прогнозами на то, куда пойдет страна после смерти экс-президента
Р.ОРУДЖЕВ Эхо
Уход из жизни бывшего президента Гейдара Алиева, безусловно, повлияет на изменение внутренней ситуации в Азербайджане. Но в какую сторону оно произойдет, сейчас судить достаточно трудно. Своими прогнозами поделились с "Эхо" представители основных политических партий республики.
Замисполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан" Бахар Мурадова уверена, что каких-то резких колебаний в политической жизни страны ожидать не стоит. "Каждый гражданин Азербайджана со смертью Гейдара Алиева понес тяжелую утрату. Но вместе с тем нельзя забывать и о том, что Г.Алиев создал весьма крепкую основу независимой азербайджанской государственности.
Он придал нужное направление как внутренней, так и внешней политике страны, и создал все предпосылки для ее продолжения в прежнем ключе. Надо учитывать, что новым президентом был избран человек, взявший на себя обязательства по продолжению курса Г.Алиева, и доведению до конца всех начатых им проектов.
Команда Г.Алиева, партия "Ени Азербайджан" и весь народ, избрав своим лидером Ильхама Алиева, засвидетельствовали свое согласие с этим курсом и намерение оказать ему поддержку во всем. Отсюда следует, что нас ждет продолжение развития государства в том виде, в каком планировал его Г.Алиев. Я не верю, что мы сойдем с этого пути. Те, кто высказывают другие предположения и прогнозы, в дальнейшем станут заложниками своих ошибочных представлений".
Зампредседателя партии "Мусават" Габиль Гусейнли заметил, что "если прогнозировать развитие событий в Азербайджане после смерти Г.Алиева внутри самой власти, а также в ее опоре - партии "Ени Азербайджан" - начнутся совершенно новые процессы и тенденции. Во-первых, я прогнозирую обострение внутриполитических разногласий и междоусобных противоречий. То же самое будет происходить и в самой правящей партии, то есть там тоже возникнут различные группировки, которые будут направляться различными личностями из верхушки власти.
Предполагаю, что И.Алиев займет пост председателя ПЕА, и это отрицательно скажется на ее судьбе. Уже сейчас видно, что некоторые ее функционеры стремятся занять пост председателя. Обобщая, можно сказать, что со смертью Г.Алиева заканчивается одна, и начинается новая политическая эра. И, по-моему, в ней роль И.Алиева будет не очень-то значимой. То наследие, те проблемы, которые достались ему от отца, вряд ли позволят ему справиться с ними".
Идеологический секретарь оппозиционной Демпартии Айдын Гулиев полагает, что "смерть Гейдара Алиева, безусловно, является поворотным политическим моментом в истории Азербайджана, который приведет к далеко идущим последствиям. Это событие в итоге отразится и на общественно-политической ситуации в стране, и на судьбе ныне правящей команды, и на дальнейшем демократическом развитии страны. Но пока в эти дни я не хочу высказываться более детально, могу лишь подчеркнуть, что бесследно для политических процессов в Азербайджане это не пройдет".
Сопредседатель Социал-демократической партии Араз Ализаде считает, что "никаких серьезных изменений в жизни республики не будет". "Все будет продолжаться по-старому, потому что та властная команда, которая есть на сегодняшний день, по-новому работать не может. Я думаю, в течение ближайших шести-семи месяцев Ильхам Алиев либо должен будет поменять нынешнюю команду, привлечь новые реформаторские силы, либо инерционные силы сегодняшнего режима приведут его к концу, и это закончится плачевно и для Азербайджана".
Зампредседателя АМИП Али Алиев в свою очередь думает, что "люди, которые находятся во власти, со смертью Алиева потеряли очень серьезную и сильную опору. Даже бездействовавший Г.Алиев, находившийся на лечении, имел очень большое влияние, что мы все и ощутили во время выборов. То есть кончина Алиева окажет воздействие на социальную опору сегодняшней власти. Но насколько это будет ощутимым, пока прогнозировать невозможно. Нельзя предсказать, как поведут себя в дальнейшем кадры Гейдара Алиева, и как вокруг них будут развиваться события".
Экс-председатель Либеральной партии Лала Шевкет-Гаджиева нашла невозможным давать такие прогнозы сегодня, "потому что пока в стране траур. В эти дни, я думаю, неправильно с этической точки зрения говорить о каких-то дальнейших перспективах".
Зампред ПНФА Асим Моллазаде надеется, что в будущем политическая борьба в Азербайджане "будет проходить с соблюдением демократических норм". "Главным событием 2004 года для нас являются муниципальные выборы, а в 2005-м предстоят парламентские выборы. Все партии должны приложить усилия для создания новой законодательной системы выборов, соответствующей европейским стандартам.
Они должны предложить избирателю свои новые разработки, конкретные платформы по развитию Азербайджана в различных направлениях, по проведению политических, экономических, социальных реформ. Сегодня Азербайджан, к сожалению, продолжает оставаться в переходном периоде, и именно в выработке конкретных программ развития должны сконцентрировать свое внимание политические партии".
Что касается взаимоотношений власти и оппозиции, Моллазаде заявил, что "Азербайджан имеет огромные обязательства в этом вопросе перед международным сообществом и организациями. Азербайджан должен двигаться в направлении реформ политической системы. Если этого стремления не будет, страна рискует попасть в изоляцию, и те силы, которые содействуют такому изоляционизму, ведут страну в пропасть".
Председатель партии "Адалят" Ильяс Исмайлов заявил, что прогнозировать будущие перспективы Азербайджана ему трудно, но вот о том, чего он хотел бы увидеть со стороны власти, рассказал: "Я хотел бы, чтобы у нас было верховенство закона, чтобы велась бескомпромиссная борьба против анархии и беспредела, против произвола чиновников и коррупции. Чтобы, наконец, произошло разделение властей, и у нас появилась независимая судебная система. Чтобы власть объединила народ и служила ему".