panorama 2003 49 декабрь
Несмотря на обширную договорно-правовую базу, в казахстанско-киргизском экономическом сотрудничестве не удалось снять все проблемы.
В конце прошлой недели в Астане в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов состоялось третье заседание межправительственной казахстанско-киргизской комиссии по экономическому сотрудничеству. Киргизскую делегацию на переговорах возглавлял министр внешней торговли и промышленности соседней страны Садриддин Джиенбеков, казахстанскую - Владимир Школьник.
В повестке заседания комиссии оказалось много вопросов, что подчеркивает действительно важный характер взаимодействия с ближними соседями. Темами обсуждения стали вопросы сотрудничества в области транспорта и транспортировки газа, транзита, торговли и инвестиций, процессы интеграции в рамках межгосударственных структур, таможенные вопросы, экологические проблемы и, конечно, водно-энергетическое сотрудничество (хотя лучше говорить - проблемы, учитывая положение вокруг Чардаринского водохранилища).
Экономические отношения двух стран выглядят вполне положительно. Реализуется программа сотрудничества, принятая в 2001 году, среди наиболее заметных ее проявлений - поставки уранового концентрата из Казахстана на киргизский Карабалтинский горнорудный комбинат. В 2001 году объем поставок составил 485 тонн, в 2002 году - 586 тонн. Создано СП с иностранными инвестициями в горнорудной сфере. Растет объем товарооборота: по данным казахстанской статистики, за январь-август этого года он составил $121,2 млн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2002 года на 30%. Причем экспорт из Казахстана значительно превышает киргизский импорт - $94 млн против $27,2 млн. Здесь можно лишь заметить, что, вероятно, не учитывается объем так называемой челночной торговли, который, будь от подсчитан, мог бы заметно повлиять на эту статистику. Впрочем, как это часто бывает на подобных мероприятиях, цифры объемов взаимной торговли у участников заседания разошлись. Глава киргизской делегации привел такие данные: еще в 2002 году товарооборот составил $160,8 млн, увеличившись по сравнению с 2001-м на 33%. За девять месяцев этого года его объем вышел на уровень $153,7 млн - на 30,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Разница между казахстанскими и киргизскими данными примерно в $30 млн, конечно, не Бог весть как велика в физическом исчислении, но, учитывая объем двусторонней торговли, ситуация представляется уже иной. Тем не менее удельный вес Казахстана в общем товарообороте Киргизии со странами СНГ составляет более 30%. В товарном разрезе взаимная торговля выглядит так: из Киргизии в Казахстан поставляется электроэнергия, шифер, лом, продукты питания. Назад - нефтепродукты, зерновые, черные металлы, продукция неорганической химии. То есть в принципе сохраняется та же структура поставок, что и в советские времена.
Очень солидно выглядит и договорная база сотрудничества - в различных сферах между Казахстаном и Киргизией подписано около 120 соглашений. Во время открытия заседания особо было выделено соглашение о трудовой деятельности и социальной защите трудовых мигрантов, занятых на сельхозработах в приграничных областях. Г-н ШКОЛЬНИК также отметил работу двух стран в рамках единой энергетической системы, "что дало возможность всем улучшить их работу, практически забыто, что такое веерные отключения". В целом все договоренности, что были достигнуты в рамках предыдущего, второго заседания межправительственной комиссии, выполнены, отметил министр, но надо "сделать еще шаг вперед".
После обильных констатаций позитива заговорили о проблемах, которых по крайней мере не меньше, чем достижений. Причем водно-энергетическими вопросами они не исчерпываются. Г-н ДЖИЕНБЕКОВ заявил, что "на фоне стабилизации торговых отношений тревожит факт, что начиная с 1998 года Казахстан все же применяет практику запретов и ограничений при торговле, и, на наш взгляд, это искусственно тормозит развитие наших отношений". Киргизский министр также жаловался на значительные сборы за проезд по территории Казахстана для киргизских перевозчиков - эта оплата является "непосильным бременем" для товаропроизводителей соседней (и союзной сразу по нескольким межгосударственным организациям) республики, которые лишаются возможности ввозить свои товары на территорию Казахстана либо транзитом через него.
- В этой связи мне хочется отметить, что Казахстан и Кыргызстан находятся в правовом поле соглашения о зоне свободной торговли и соглашения о Таможенном союзе, одном из основных принципов этих соглашений является свободное передвижение товаров. Если мы будем идти по пути взаимных ограничений, то ничего хорошего не получим, - заявил г-н Джиенбеков.
Несмотря на обширную договорно-правовую базу, в отношениях двух стран не удалось снять все проблемы, хотя киргизский министр тут же подчеркнул, что в Бишкеке не рассматривают этот факт как негативный, он - предмет дальнейших дискуссий. В свою очередь, Владимир Школьник тоже говорил о проблемах, но уже о тех, что беспокоят Астану. Это, конечно, гармонизация отношений и совместных действий по рациональному использованию водно-энергетического режима Нарын-Чардаринского каскада: "Проблема для Казахстана, да и для всех республик Центральной Азии бесконечно важная, год на год не приходится - то много воды, то мало". В ответ на это г-н Джиенбеков заметил, что в ходе визита Президента Акаева в Казахстан будет подписан дополнительный план действий, договор о союзнических отношениях, и в этом плане "будут конкретные меры по сближению наших экономик, которые будут охватывать все вышеназванные проблемы и вопросы".
По ходу заседания были прокомментированы еще два нерешенных момента в отношениях Казахстана и Киргизии. Первый разъяснял г-н Школьник:
- Мой киргизский коллега сказал, что есть некие трудности, когда Казахстан ограничивает вывоз своих товаров в Киргизию. Речь о нефтепродуктах. Вы знаете, что цены на них в нашей стране, с вполне либеральной экономикой, в три раза ниже, чем в Европе. Бензин, мазут, дизтопливо у нас на Т2-3 повысится - и всю страну лихорадит. Мы вынуждены защищать свой рынок. Каким образом? Мы в рыночной экономике, все частное. Единственный способ - запретить вывоз, чтобы у нас предложение превысило спрос и цены начали падать. Иначе наше земледелие будет нерентабельным.
Г-н Джиенбеков, в свою очередь, отвечал на вопрос журналистов о казахстанской собственности на Иссык-Куле:
- Говорить о том, что это казахстанская собственность, несколько преждевременно. Сейчас этот вопрос обсуждается на уровне юристов и дипломатов. Позиция Кыргызстана: после распада СССР вся собственность, что находилась на территории Казахстана, стала казахстанской, а та, что на территории Кыргызстана, - кыргызстанской. Это нормально и справедливо.
Ярослав РАЗУМОВ, из Астаны.