CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazetasng.ru

Киргизский капитал

24 декабря 2003

[23.12.2003]

Киргизский капитал

//GazetaSNG// Альберт Богданов

Политик с харизмой ученого вновь продемонстрировал основную черту своего характера - добиваться намеченного. На исходе своих президентских полномочий Аскар Акаев предложил еще одну программу по улучшению жизни народа. Первая была в 1992 году. Тогда с подачи Международного валютного фонда (МВФ) только что избранный президент выступил с трехлетней программой экономических реформ. Верховный Совет одобрил ее в основном: депутаты получили рекомендации МВФ только во время сессии. Один из них сознался, что компетенции для оценки документа у нардепов было явно недостаточно.

Молодой президент согласился с мнением последнего первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Джумгалбека Аманбаева, когда сказал: если программа будет завалена, то вместе с правительством уйдет в отставку и президент страны. Заявление в чисто советском духе. Как писал позже российский журнал "Деловой мир", "развал экономики в Киргизии произошел в рекордно короткие сроки. В силу структурных и институциональных характеристик, а также особенностей массовой психологии и трудового поведения, стандартные рецепты не приведут здесь к возобновлению экономического роста. В этом смысле Киргизии уготована участь Судана". Безупречная с теоретической точки зрения программа МВФ, накладываясь на реальность, вела экономику страны к деградации. Недавно представитель МВФ Тапио Саавалайнен сказал, что предоставление республике кредитов было ошибкой, поскольку страна слишком бедная и не сможет возвратить их.

Тем не менее, на шестом году независимости эта центральноазиатская страна с небогатыми ресурсами завершила первый этап экономических реформ и взяла курс на повышение эффективности внешних источников развития, переориентацию иностранных кредитов, выработку новой торговой политики. Начались структурные преобразования в производстве, банковской, финансово-кредитной и налоговой сферах. Были задействованы Стратегия социально-экономического развития, Модель развития социальной сферы Киргизии в ХХI веке, чуть позже - Национальная программа преодоления бедности "Аракет" и Комплексная основа развития Киргизии до 2010 года. Все они в разной степени профинансированы международными организациями. За 10 лет получен 1 млрд 720 млн дол. под авторитет первого президента. Это 120% ВВП. Так что российский обозреватель оказался прав. Сейчас, когда близится к окончанию второй срок президентства, Акаев, подводя итоги, может заявить, что все эти годы придерживался своих жизненных принципов, продекларированных в конце прошлого века: "Каковы мои идеалы? Во-первых, преодоление отчуждения человека от собственности. Во-вторых, обеспечение свободы личности. В-третьих, утверждение социальной справедливости, понимаемой мной как равенство вклада в общественное производство и объема получаемых благ. В-четвертых, развитие коллективизма в различных его формах, утверждение действительной солидарности между людьми всех социальных групп, всех национальностей, образующих народ Киргизии. На том, как говорится, и стою". Правда, как-то президент выразился о своих коллегах - "Мы все хитрецы. В интересах своего народа иногда приходится кого-то обнимать, обхаживать. Таково правило здорового прагматика".

Все это и позволило ему форсированно работать 12 лет, подталкивать своих сограждан к новым идеям. От лозунга "Киргизия - наш общий дом" перешли к - "Киргизия - страна прав человека". Перед этим Акаев инициировал принятие Демократического кодекса, Демократического совета безопасности, Национального совета по добросовестному управлению, в ООН протолкнул идею о праздновании киргизского эпоса "Манас" и 2200-летия киргизской государственности. Несмотря на противодействие чиновников, Акаев добился, чтобы была принята стратегия децентрализации и развития местного самоуправления. Это первая в СНГ программа, которая делает власти на местах свободными внутри государства и позволяет внедрить общинное руководство делами, идти от иерархии к партнерству на основе разграничения функций и полномочий между уровнями управления по вертикали.

В условиях жесточайших экономических и общественных кризисов киргизский президент все же сумел добиться главного - предотвратить межнациональные распри. Выявив уродливую структуру национальной экономики, которая ориентирована на сырьевое обеспечение других и оторвана от передовых высоких технологий, Акаев просчитал каждый шаг своей новой экономической программы. На заседании Международного делового совета, созданного три года назад крупными инвесторами, работающими на киргизском рынке, он предложил конкретные шаги роста производства через социальную мобилизацию народа и местное самоуправление. На деле же оказалось, что раскачивать людскую инициативу просто некому, хотя во всех областях созданы комитеты по преодолению бедности, возглавляемые губернаторами. Но они не могут переломить психологию неуверенности граждан и заставить их поверить в собственные силы, поелику не понимают сути социальной мобилизации. Работа по созданию групп взаимопомощи, считает заместитель министра труда и социальной защиты Уктомхан Абдуллаева, идет вяло: население плохо информировано о возможностях выхода из бедности. Пока только около 15 тысяч семей вышли на доходы в 600 сомов (около 14 дол.) на душу, а под опекой государства все еще находятся около шестисот тысяч семей (примерно 10 часть населения страны), основой существования которых являются социальные выплаты. Тем не менее, процесс пошел.

Конечно, есть опасность, что непомерно разросшийся чиновничий аппарат, который содержат за счет грабительских налогов, может приспособить и эту реформу под себя. Несмотря на это, с кадрами в киргизском сусеке ой как не густо. Киргизский президент девять раз перемешивал управленческую колоду и выбивал чин чином. Первая команда, где было больше половины кандидатов и докторов наук, сверкнула как метеор: ее "слопали" бывшие партократы. В дальнейшем подбор кадров нередко вызывал недоумение. У одного мозжечок был с ноготок, другой - вроде оглобли замедленного действия. Поэтому заявление Акаева в начальном периоде о том, что страна за три года обеспечит прирост в экономике на 8-10%, оставалось в сфере фантазий. В прошлом году, например, Киргизия по росту производства оказалась на последнем месте в СНГ, а по коррумпированности управления - в числе лидеров. Впрочем, как таковой коррупции нет. Есть кланы, которые завладели основным богатством нации.

В Киргизии не раз примеривали одежку с чужого плеча: из Турции, Швейцарии, Германии, Японии и даже Китая. Но вся она не подходила к местному климату. Зараженное иждивенчеством общество действовало по принципу одного из вице-премьеров: "У нас не воруют только дураки или ленивые". Однако минусов в экономических преобразованиях становится все меньше, хотя нынешнее поколение едва ли успеет вкусить достойную человека жизнь. Когда в мае 2001 г. с подачи Всемирного банка была утверждена Комплексная программа развития страны на 10 лет, в республике было 52,3% бедных и 14,5% нищих. В некоторых регионах, например, Баткенской области, по данным Общественного фонда социальной защиты, за чертой бедности находилось более 80% населения. За два года их стало не намного меньше, хотя движение наметилось. Особенно через усиленное развитие малого и среднего бизнеса, который и стал коньком новой президентской программы.

В нынешней стратегии четко определены задачи, на которых кабинету министров предстоит сфокусировать усилия. Основным вектором экономического развития призван стать экспорт товаров и услуг. Для этого задумано укрупнить производства и внедрить механизмы проникновения на рынки других государств через структурообразующих инвесторов. Поставлена задача срочно доработать концепцию по дерегулированию экономики, изменить подходы к налоговой системе. Она должна быть переориентирована с учетом стратегического видения развития страны и создавать условия для определяющей роли бизнеса в экономике. Президент считает, что не надо пытаться кого-то перегонять, лучше научиться устойчиво развиваться, избегая внешних и внутренних смут, использовать не государственное принуждение, а частные инициативы. Словом, извлекать уроки из своих и чужих ошибок. В противном случае все усилия будут безрезультатны.

Главной трудностью остается громадный разрыв между властью и народом, который испытывает существенный информационный голод. Чтобы приблизить население к исполнительной власти, решено создать инфраструктуру доступа к Интернету с центрами во всех отделениях связи. Тогда любой гражданин через компьютер может выходить на властные структуры со своими проблемами и предложениями. Корея выделила на создание обратной связи 10 млн долларов. Специалисты этой страны взялись наладить в Киргизии электронное образование населения и внедрить электронную коммерцию. Японское правительство только что заявило о поддержке создания в Киргизии Центра информационных технологий и развития туризма.

Выиграв конкурс Международного союза электронной связи на установку систем "Электронное сельское хозяйство", Киргизия запустила пилотный проект по охвату такой связью 80 сел и малых городов в рамках Национальной стратегии информационно-коммуникационного развития страны. Одновременно идут переговоры с Кореей и Китаем о строительстве в Киргизии завода по выпуску компьютеров. Их сейчас на тысячу человек менее 80, а активных пользователей Интернета - 120 тысяч. Преимущественно в столице.

Начиная реализацию новой экономической программы, президент обратил внимание на самое больное место в обратной связи - прессу. По свидетельству экспертов вначале президентства Акаев не получал до 20% достоверной информации. Сейчас - в два раза больше. Несмотря на то, что теперь он сам читает все газеты. Но журналистский корпус все больше подстраховывает себя. Он напуган многочисленными исками чиновников (в том числе и премьера Николая Танаева), которые требуют возмещения ущерба от СМИ за оскорбление чести и достоинства, клевету и подрыв делового авторитета. А экономическое положение всей прессы таково, что даже спонсируемые из-за рубежа издания не способны удовлетворить такие иски.

Еще больше тревожит журналистов возможность угодить в узилище. И президент еще раз выступил с инициативой: отказаться от уголовного преследования журналистов по этим статьям. Представитель президента в Законодательном собрании парламента Чолпонкул Арабаев заявил, что законопроект составлен в полном соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах человека. Впервые подобный законопроект Акаев направлял нардепам в 1997 году, когда он предлагал либерализовать уголовное законодательство и воспрепятствовать тем, кто решил делать бизнес на подаче исков к СМИ. Второй законопроект предусматривает снижение госпошлины при подаче исков по этим статьям. Одновременно в печати появилось сообщение Центризбиркома, что издаваемые в республике иностранные СМИ смогут участвовать в предвыборных кампаниях и освещать ход голосования.

Существенным дополнением новой стратегии может стать и превращение Киргизии в сервисный центр региона. Республика постепенно становится воротами транзита грузов между Китаем и странами СНГ. Через Киргизию проложена самая мощная виртуальная дорога с Запада на Восток - волоконно-оптическая линия Франкфурт-на-Майне - Шанхай. Поэтому развитие информационно-коммуникационных технологий призвано стать основой для интеграции страны в мировое сообщество. Первый региональный рекреационный центр в Киргизии создают на средства японского правительства. На подходе - соединение стальных магистралей КНР с киргизскими железными дорогами и далее через Узбекистан, Кавказ с европейскими центрами. Усилиями нескольких стран, в том числе и России, завершается реконструкция аэропорта "Манас", который станет ключевой транспортной артерией региона и важнейшим воздушным транспортным пунктом между Европой, странами юго-восточной Азии и Японии. Словом, возрождение Великого шелкового пути идет не токмо по древней караванной тропе. С учетом того, что Киргизия - сельскохозяйственная страна и 65% населения живет в селах, предусмотрено и здесь начать преобразования - возродить кооперацию. Проблема созрела и обсудить ее намерены в феврале будущего года на международной научно-практической конференции по земельно-аграрной реформе. В поле зрения попадет и киргизско-швейцарский проект содействия селу. Фермерские и крестьянские хозяйства дают 44% всей сельхозпродукции в стране. Однако наиболее эффективными оказались личные подсобные хозяйства. Все это позволило обеспечить продовольственную безопасность страны, но экспорт из отрасли невелик. Не только потому, что не налажена переработка сельхозсырья и значительная часть урожая до потребителя не доходит. Нередко возникают проблемы перепроизводства отдельных видов продукции, поскольку никто не учитывает потребности рынка. В селах почти не осталось специалистов-аграриев. Не приученные к самостоятельной работе дехкане не соблюдают агротехнику, не в состоянии вести селекционную и племенную работу. В результате из оборота ежегодно выпадают сотни тысяч гектаров пахотных угодий и пастбищ, урожаи невысокие, а продуктивность животных низкая. Владея 3-5 гектарами земли, крестьяне не могут использовать технику. Объединиться в кооперативные хозяйства тоже трудно: новую редакцию закона о кооперативах еще только готовятся передать в парламент.

Таким раскладом экономических преобразований пока не может похвастаться ни одна политическая партия или общественное объединение. Акаев на своем посту отбыл уже два срока и заявил, что в третий раз выставлять свою кандидатуру не будет. Но его новые предложения многие посчитали серьезной предвыборной программой. Один из коммунистических лидеров высказал в печати пожелание, чтобы нынешний президент остался на своем посту еще 10 лет. А если об этом попросит народ, ведущий разговоры о том, что самый главный капитал страны - ее президент?

gazetasng.ru

Предыдущая статьяУКРАИНА И БЕЛОРУССИЯ ЕЩЕ ПОЗАВИДУЮТ НАМ!
Следующая статьяВ ЦЕНТРЕ ИРАНА ПРОИЗОШЛИ ДВА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ, СООБЩЕНИЙ О ВОЗМОЖНЫХ ЖЕРТВАХ ПОКА НЕ ПОСТУПАЛО