ХАТАМИ ОБЕЗОРУЖЕН
Владимир Тучков, "Политком.Ру"
Как и предполагал "Политком.Ру", с иранским ядерным "разоружением" оказалось не все так просто. И пусть президент Ирана Мухаммад Хатами подписал дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Пусть в минувший понедельник Хавьер Солана, прилетевший в Тегеран, расточал по этому поводу улыбки и чуть ли ни слова благодарности, а прощаясь с Хатами, заявил о неразрывной обоюдовыгодной связи между Евросоюзом и Ираном. Но возникло одно обстоятельство, которое может существенно осложнить это самое "разоружение".
Дело в том, что в феврале в Иране должны состояться парламентские выборы. И дополнительный протокол будет ратифицировать новый состав меджлиса. Однако, похоже, что будущий высший законодательный орган страны будет сильно отличаться от нынешнего. То есть на смену "реформаторам", поддерживающим Хатами, могут прийти фундаменталисты, представляющие собой опору духовного лидера аятолллы Хаменеи.
Согласно иранскому законодательству предвыборный список кандидатов утверждает Совет стражей исламской революции, в который входят 12 человек: 6 религиозных деятелей и 6 экспертов по исламскому праву. В подавляющем большинстве это люди глубоко консервативные. Проявив слабость перед предыдущими выборами в меджлис, на сей раз стражи решили принципами не поступаться. В результате из списка кандидатов были вычеркнуты практически все реформаторски настроенные политики, что составило около половины списка, поданного на утверждение. При этом причины запрета указаны не были.
Среди дисквалифицированных 80 ныне действующих парламентариев, в том числе и лидеры различных групп меджлиса. Стражи запретили избираться даже вице-спикеру парламента и лидеру самой крупной из реформаторских партий Мохаммеду Реза Хатами, брату президента Ирана.
Угроза столь целенаправленных запретов возникла месяц назад. Чтобы найти обоюдоприемлемое решение, президент Хатами и спикер парламента Мехди Карруби провели с членами Совета стражей серию переговоров. Но это не дало абсолютно никаких результатов.
В понедельник 60 иранских парламентариев в знак протеста против такого произвола начали сидячую забастовку. Сидеть они намерены до тех пор, пока стражи не отменят свое постановление. При этом депутаты заявляют, что вскоре, видимо, акция протеста будет более решительной. Что под этим понимается - голодовка или призыв к стачке - пока не разглашается.
Правда, у каждого из оказавшихся "за бортом" есть призрачный шанс спастись в одиночку. Для этого необходимо подать апелляцию все в тот же Совет стражей, и стражи, если на них что-нибудь этакое снизойдет, могут отменить свой запрет. Правда, произойдет это тогда, когда предвыборная кампания будет уже практически завершена.
Обстановка накаляется. Многие министерства, среди которых МВД, выступили с заявлением о противозаконности решения Совета стражей. Кабинет министров, которому при таком раскладе тоже не уцелеть, пытается убедить Хатами уйти в отставку. 27 губернаторов Ирака написали президенту открытое письмо, в котором сообщается, что все они покинут свои посты в случае, если не будет отменен запрет "на реформы".
При этом и на Совет также оказывается сильное давление со стороны консервативных политиков, которые призывают твердо стоять на страже завоеваний революции 1979 года.
Несомненно, наиболее раздражающий стражей фактор - сотрудничество реформаторов с МАГАТЭ. Дабы смягчить это дело, скомпенсировать до известных пределов, Хатами в понедельник во время встречи с Соланой вдруг начал ругать США. США должны извиниться перед Ираном за оскорбительный ярлык "страна, входящая в ось зла". Пока этого не произойдет, Тегеран не намерен вступать с Вашингтоном в какие-либо дипломатические отношения. Также было сказано о том, что американские войска должны покинуть Ирак как можно скорее. Хатами заявил и о том, что Иран имеет право на создание своей собственной атомной энергетики.
Однако вряд ли этот дозированный антиамериканизм настолько умиротворит стражей революции, что они откажутся от запрета на участие в выборах своих антиподов.
Что же касается дальнейшего развития сюжета с дополнительным протоколом ДНЯО, то он начинает приобретать кафкианскую непредсказуемость. Если большинство будущего меджлиса составят консерваторы, то они могут не ратифицировать протокол как национально-оскорбительный. Если же запрет на выборы будет отменен, и протокол ратифицируют, то на его пути может встать непреодолимой преградой Совет стражей исламской революции.
13.01.04