CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

navi.kz

Президент Назарбаев должен сам разрешить кризис "Казахгейта" и одновременно провести полномасштабную демократическую реформу

29 января 2004

Президент Назарбаев должен сам разрешить кризис "Казахгейта" и одновременно провести полномасштабную демократическую реформу

Амиржан КОСАНОВ, председатель Исполкома РНПК Навигатор II

Президент Назарбаев должен сам разрешить кризис "Казахгейта" и одновременно провести полномасштабную демократическую реформу версия

Необходимость тотальной политической реформы очевидна всем и не требует специальных дискуссий. Нынешняя система работает неэффективно не только с точки зрения общества, но и с точки зрения самой власти. Она не обеспечивает эффективного управления, противоречит принципам свободной рыночной экономики и вызывает постоянное напряжение в отношениях с ведущими демократическими странами мира и международными организациями.

Проблема заключается не только в том, ХОЧЕТ ЛИ нынешняя власть реформ. Но (в первую очередь!) в том, МОЖЕТ ЛИ ОНА провести реформы, которые возвратят страну в сообщество демократических государств.

Необходимо договориться о терминах. Под властью мы понимаем исключительно президента Назарбаева. Потому что в существующей политической системе он один обладает полномочиями и ресурсами, чтобы инициировать и провести кардинальные реформы. Остальные персоны вокруг него и институты являются статистами, у которых в этой пьесе нет реплик. Плачевный опыт "Постоянно бездействующего совещания" - тому доказательство.

На наш взгляд, в нынешнем состоянии власть никакую демократическую реформу провести не способна. Потому что президент Назарбаев парализован скандалом, называемым "Казахгейтом". Все его действия или бездействие определяются только одним: как это отразится на развитии "Казахгейта", к каким международным юридическим последствиям приведет.

Не решив проблему "Казахгейта", ни Назарбаев, ни его наследники или преемники не смогут эффективно управлять страной. Любое решение будет отягощено сомнениями: а как это скажется на расследовании? Не приведет ли к распространению информации? Не поставит ли под удар тех, кто брал взятки от Гиффена? А тех, кто его покрывал? Или тех, кто знал о взятках, но ничего не предпринимал и тем самым нарушал свой служебный и гражданский долг? Есть еще и те, кто политически и административно "обслуживал" коррупционную систему. Таких в нынешней властной верхушке очень много.

И все же демократическая реформа жизненно необходима самому Н. Назарбаеву. Как бы парадоксально это ни звучало. Только при демократическом разделении власти и ответственности он может освободиться от обвинений. Подконтрольный Мажилис не способен сыграть никакой роли. Любая комиссия, созданная этим парламентом, заранее лишена доверия народа и международного сообщества.

Точно так же безнадежно правительство. Вспомните нелепое выступление Имангали Тасмагамбетова в защиту президента. Он фактически подтвердил существование многомиллионных (или даже миллиардных!) секретных счетов в заграничных банках, но не смог объяснить ни их происхождения, ни того, как и куда с них уходили огромные суммы.

Но объяснениям тогдашнего премьера никто не поверил. Не только потому, что он лично - продукт Назарбаева. А потому, что премьер - подчиненный президента, так же, как водитель или охранник. Не будучи полноценными политическими фигурами, премьер, председатели палат, депутаты, министры и генеральные прокуроры не могут оказать влияния на разрешение того чисто политического кризиса, каким является "Казахгейт".

В последнее время в околовластных кругах циркулируют сценарии того, как обеспечить квази-законную передачу власти от президента Назарбаева его преемнику для того, чтобы "замять" скандал. Особенно преуспевают в сочинении этих сценариев ставшие безработными московские политтехнологи. Логика их сочинений проста. Пожалуй, слишком проста: если президент Назарбаев уходит в отставку, то все расследования прекращаются. Экс-президент доживает свою жизнь под иммунитетом, а его наследник проводит демократические реформы.

Простота, по русской поговорке, хуже воровства. На месте Нурсултана Назарбаева я бы весьма критически относился к рекомендациям заезжих консультантов. Любой наследник президента на высшем государственном посту, если он только не выбран на свободных и честных выборах, унаследует и проблему "Казахгейта". Он не сможет провести никакие демократические реформы, пока вопрос о коррупции не будет решен.

Следующего президента будут подозревать в соучастии, обвинять в нарушении президентского долга и препятствовании правосудию. Причем не только за рубежом, и не только оппозиция. Его соперники, явные и скрытые, будут шантажировать нового лидера тем, что в любой момент поднимут вопрос о "Казахгейте", персональной ответственности и так далее. Для того, чтобы избежать этого, новому президенту придется концентрировать власть, давить прессу, выхолащивать демократические институты, не допускать свободных выборов и так далее. То есть, делать ровно то же самое, что делается сейчас. Захочет и сможет ли наследник идти нелегким путем диктатуры? Или ему придется "сдать" экс-президента независимому следствию и международному правосудию?

Многие знают, какие фигуры рассматриваются в сценариях досрочной передачи власти недемократическим путем. В частности, разрабатывается полная аналогия азербайджанскому варианту, с тем, чтобы кто-то из ближайших родственников заняли президентский пост. Потому что как родные люди они Нурсултана Назарбаева в обиду не дадут, абсолютный иммунитет не нарушат. Но такая пощада для Н. Назарбаева будет хуже пытки. Он окажется заложником, узником в комфортабельной клетке. Уже сейчас российские газеты называют имена тех, кто будет включен в "список Пауэлла" и таким образом получит клеймо коррупционера.

Кроме того, расследование в США не прекратится, обвинения сами собой не рассосутся. Недавно калифорнийский судья выписал повестку Борису Ельцину явиться в качестве свидетеля по делу Павла Лазаренко. Экс-вице-министра финансов Вавилова силой привели на допрос в США. Чего ожидать КО-1, КО-2 и возможным свидетелям по этому делу? Как быть президенту-преемнику, если американские власти потребуют от него сотрудничества в исполнении приговора по "Казахгейту"? Хватит ли безумства отказать американскому президенту и самому стать каким-нибудь "КО-3"? Очень тяжелая перспектива открывается.

Гейдар Алиев благородно уступил своему сыну: взял и умер. Тем самым освободил Ильхама Алиева от необходимости защищать отца от обвинений в том, что некие американские инвесторы потеряли 300 млн. долларов, которые заплатили двум самым влиятельным государственным деятелям Азербайджана за неудавшуюся приватизацию национальной нефтяной компании. Расследование этого дела тоже идет в США полным ходом. Как говорится, "мертвым не больно". Но если бы Гейдара Алиевича американские врачи вернули к жизни, то Ильхаму было бы очень некомфортно.

Российский пример "президентонаследования" нам еще меньше подходит. Борис Ельцин ушел в отставку нелюбимым, больным, но не обвиненным. Хорош он был или плох, это дело российских граждан. Но он был чист перед законом. Его обвиняли и преследовали за разгон и расстрел Верховного Совета, но Ельцин прошел через парламентское расследование, через процедуру почти что свершившегося импичмента и все-таки был оправдан. Свободная на тот момент российская пресса освещала его деятельность так подробно, что ни у кого нет подозрений в том, что он совершил нечто, о чем бы общество еще не знало. У нас все - по-другому. Как поется в песне Высоцкого: "Эх, ребята, все не так. Все не так, ребята..."

Но и у Казахстана выход есть. Оппозиции, которую я представляю, он видится ясно. Надо отказаться от надежды перепрыгнуть пропасть в два прыжка: освободиться от обвинений в коррупции и потом провести реформы. Президент Назарбаев должен сам разрешить кризис "Казахгейта" и одновременно провести полномасштабную демократическую реформу.

В последние два месяца мы проводили консультации не только в оппозиционно настроенных кругах, но и среди чиновников областного и государственного уровня. Выяснилось, что, во-первых, абсолютно все осведомлены об обстоятельствах "Казахгейта". Во-вторых, все убеждены, что президент обязан выступить перед страной и сказать, знал ли лично о многомиллионных сделках Джеймса Гиффена и нефтяных компаний. Принимал ли он решения о переводе средств на счета в Швейцарии? Если нет, то кто и почему смог такие операции осуществить? Президент должен определить меру своей политической ответственности за имевшие места чудовищные финансовые махинации.

Второй принципиальный момент избавления от кошмара "Казахгейта" заключается в добросовестном сотрудничестве с американским и швейцарским правосудием в расследовании всех нефтяных афер. Только так можно спасти репутацию президента и страны, вернуть на родину сотни миллионов или миллиарды долларов, замороженные и спрятанные на тайных счетах. Этого сотрудничества избежать не удастся никакому следующему президенту, если сам Назарбаев не наберется требуемого мужества.

Когда ядовитый дым от "Казахгейта" рассеется, худшее окажется позади, Нурсултан Назарбаев поймет, что ему нечего бояться свободной прессы. Потому что самое страшное уже будет сказано. Никому не будет нужна Загипа Балиева и ее дрессированные избирательные комиссии. Потому что от исхода выборов жизнь и смерть больше не зависят. Всем сразу станут противны опереточные депутаты и министры, которые не несут ни за что ответственность. Зато интересны станут оппозиционные политики и партии, потому что именно они способны двигать страну вперед.

То есть, президент Назарбаев может стать нормальным, обыкновенным главой государства. А мы все будем жить как в нормальном, обычном государстве. И в нем мы с вами станем нормально бороться на свободных выборах за места в парламенте, министерские посты и акимство. Сейчас это звучит как несбыточная мечта. Но на самом деле все очень просто. Надо начинать вести себя честно и открыто. Сначала через силу. Потом это войдет в привычку и даже станет доставлять удовольствие.

Ситуация такова, что больше нет сил и смысла вести разговоры про законы о выборах, СМИ, Национальный диалог и ПДС с властью, которая озабочена только тем, как замять, замолчать "Казахгейт", не дать ни одной политической силе вмешаться в этот процесс. Мы сто раз заявляли свои требования, они ни на йоту не изменились.

Структуры и содержание необходимых реформ не надо обсуждать годами. Как не надо годами обсуждать правила дорожного движения. На то и на другое существуют международные нормы. Нурсултан Назарбаев подписался под всеми конвенциями, вступил во все организации, дал личные обещания всем лидерам западных государств. Осталось их исполнить. Этот "круглый стол", как и ПДС, как и все другие собрания, остается бессмысленным и бесполезным, пока не решены самые болезненные проблемы власти и общества. Об этом мне приходилось говорить и публично, и при встречах на разном уровне власти. Вплоть до беседы после моего возвращения из Вашингтона с представителями ближайшего окружения Назарбаева. Надеюсь, что мне удалось достаточно ясно показать это и в этом выступлении.

Алматы, отель "Рахат Палас" 26 января 2004 года

navi.kz

Предыдущая статья"Большая игра": За Центральную Азию и Каспий
Следующая статьяВласть и институты гражданского общества в Казахстане: проблемы и перспективы диалога