CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazeta.ru

Аятолла вернулся

21 февраля 2004

Аятолла вернулся

Текст: Роман Баданин, «Газета.Ru».

В Иране состоялись седьмые парламентские выборы с момента антишахской революции. Как раз под юбилей восстания аятоллы Рухоллы Хомейни (в этом месяце исполняется 25 лет исламской революции) победу на выборах в меджлис одержали консерваторы и исламисты.

Подсчет результатов пятничного голосования еще не закончен, первые официальные данные будут распространены сегодня вечером. Однако и сейчас понятно, что большинство из 289 парламентских мест достанется консерваторам. Пока министерство внутренних дел ИРИ обнародовало результаты голосования по 83 округам. В 43-х победу одержали консерваторы из «Коалиции созидателей исламского Ирана», в 21 - сторонники президента Мохаммеда Хатами из различных реформистских партий, в 17 - выборы не состоялись из-за слишком малой явки. По остальным округам, соотношение, скорее всего, будет примерно тем же.

Явка была предельно низка. По словам высокопоставленного источника в правительстве ИРИ, беседовавшего с агентством Reuters, проголосовало около 20-22 млн из 46 млн избирателей. Таким образом, уровень явки в итоге может составить 43-48% (для сравнения в 2000 году, когда уверенную победу уже в первом туре одержали сторонники Хатами, проголосовали 67% избирателей). Некоторые западные СМИ, ссылаясь на слова иранских источников, высказывают мнение, что в итоге явку могут «дотянуть» до 50- процентного уровня (в иранском случае это не порог легитимности, а исключительно психологический барьер). И низкая явка, и поражение сторонников реформ - абсолютно закономерные и ожидаемые результаты нынешних выборов.

Все началось с того, что в канун выборов Высший совет стражей исламской революции (ВССИР), выполняющий в стране высшие надзорные функции, отстранил от участия в выборах свыше 3 тысяч кандидатов от основных реформистских партий. Этот акт едва не стал причиной самого тяжелого политического кризиса в стране с 1989 года. Источники в правительстве утверждали, что, протестуя против решения ВССИР, в отставку готово подать большинство членов правительства и даже президент Хатами. По итогам консультаций, в которые включился даже аятолла Али Хаменеи, дисквалифицированы были примерно 2500 кандидатов, среди которых есть 80 действующих депутатов меджлиса. Главные репрессии коснулись наиболее крупных реформистских партийных образований - «Фронта участия исламского Ирана» или «Мошарекат» («Джехбе-е Мошарекат-е Иран-е Ислами»), во главе которого стоит брат президента Мохаммад Реза Хатами, и «Организации моджахедов исламской революции» («Зазман-е Моджахедин-е Энгелаб-е Ислами»). В «черном списке» также оказались члены «Ассамблеи борющегося духовенства» («Маджма-е Руханиюн-е Мобарез»), в которой состоит сам президент ИРИ Мохаммед Хатами. Были закрыты две либеральные газеты, проведены обыски в партийных офисах «Мошареката». В итоге скандала крупнейшие реформистские партии объявили о бойкоте выборов, призвав своих сторонников «проголосовать ногами». От бойкота дистанцировался только президент страны. Еще в четверг Хатами призвал иранцев придти на выборы, «несмотря на все проблемы». Явку это, конечно, не спасло, а президента окончательно погубило. Теперь против него настроены не только консерваторы, но радикальные сторонники реформ, объединившиеся вокруг его брата.

Что ждет президента и членов правительства, лояльных ему, пока сказать трудно. Согласно конституции ИРИ, правительство не распускается после всеобщих выборов. Очевидно, кабинет, сформированный Хатами, доработает 16 месяцев по своему мандату. Правда, это будут самые тяжелые месяцы его работы за все время с 2000 года, когда весь мир облетела сенсационная новость о победе на выборах реформаторов из состава «Фронта 2 Хордада». Радикальные клерикалы и консерваторы, прошедшие в новый меджлис, заблокируют любые инициативы Хатами. Они и сейчас полностью контролируют вооруженные силы, судебные и надзорные органы.

Сторонникам же аятоллы Хоменеи удалось добиться того, что не получалось у них почти 10 последних лет. И при Хатами, и при Хашеми-Рафсанджани в Иране был очевиден конфликт между избираемыми политиками (члены меджлиса) и неизбираемыми в принципе духовными руководителями страны. Именно в этом противоборстве все-таки родились относительно либеральные реформы Хатами, расширившие гражданские свободы. Теперь же полное единообразие, с одним «но». Реформаторская оппозиция, после вытеснения из парламента, становится явно более радикальной. Уже сейчас произошло событие, которого Иран не знал со времен победы исламской революции. Аятолла Хоменеи, конституционный носитель высшей власти в государстве, был впервые подвергнут публичной критике. Сторонники Мохаммада Резы Хатами опубликовали открытое письмо, обвинив аятоллу в причастности к снятию с выборов трех тысяч кандидатов.

21 ФЕВРАЛЯ 16:37

gazeta.ru

Предыдущая статьяИтоги выборов в Иране и перспективы демократии в Азии
Следующая статьяСоциальная и экономическая адаптация оралманов - это дело не только государства, но и всего общества - лидер партии "Асар"