07 апреля 2004 года, ИА НГВ
Правовой статус Каспия: московская встреча прошла впустую
Вчера в Москве прошло второе заседание министров иностранных дел прикаспийских государств - России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана - по выработке Конвенции по правовому статусу Каспийского моря. Россию на этом заседании впервые представлял глава МИДа Сергей Лавров.
Как оказалось, в смысле продвижения к устраивающему всех "большому соглашению" московская встреча особых надежд не оставила, пишет "Независимая газета". Напомним, что после мартовского заседания в Баку специальной рабочей группы с участием замминистра иностранных дел России Виктора Калюжного так и не удалось достичь согласия в связи с намерением партнеров по переговорам прокладывать по дну моря трубопроводы для транспортировки энергоносителей. И тогда в Баку, и сейчас в Москве российская сторона настаивала на том, что прокладка трубопроводов по дну моря может осуществляться лишь на основе согласия всех пяти прикаспийских государств. Но Россию в этом вопросе поддерживает лишь иранская сторона, а Азербайджан, Казахстан и Туркмения выступают категорически против. Позиция этих стран понятна: у каждой из них - свои, "автономные" интересы в регионе, каждая реализует или намерена реализовывать здесь собственные энергетические проекты.
На таком фоне Москва пытается убедить партнеров по разделу Каспия в успешности уже проделанной работы. В частности, выступая вчера на заседании, глава российского МИДа Сергей Лавров отмечал, что уже трем странам - Азербайджану, Казахстану и России - удалось договориться о делении дна Каспийского моря на национальные сектора.
Каспийский "разнобой", судя по всему, не удалось преодолеть и на вчерашнем заседании глав внешнеполитических ведомств "пятерки". Реальным результатом московской встречи может стать разве что реализация в ближайшем будущем поддержанного Россией предложения главы МИД Ирана Камаля Харрази о создании некоего "специального механизма" по выработке Конвенции по правовому статусу Каспия. Похоже, действовавшие до этого механизмы в виде не слишком частых встреч глав внешнеполитических ведомств ожидаемого эффекта дать не могут.